www.spkirbis.narod.ru

С нами Бог и два парашюта!
г. Фергана, Узбекистан

 
ГЛАВНАЯ
СОБЫТИЯ
КЛУБ
ИСТОРИЯ
МЕТОДИКА
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПАМЯТЬ  
ФОТО СПК
ВИДЕО
ГОСТЕВАЯ
 
НАШИ
хроники
фотографии
любимые стихи
музыкальные файлы
СПРАВОЧНИК
инструктора
спортсмена
парашютиста
ИНТЕРЕСНЫЕ
материалы
ссылки
статьи
ПАРАШЮТИЗМ
летательные аппараты
групповая акробатика
парашюты
ранцы
Пара новости на www.skysport.ru
Прогноз погоды
в Фергане и других городах
РАССЫЛКИ@MAIL.Ru

Новости СПК "Ирбис"

Поиск по сайту

ОТРАБОТКА ДЕЙСТВИЙ ПАРАШЮТИСТА В ВОЗДУХЕ

В начале этой статьи хочу описать случай из моей практики: при изготовке к отделению, вытяжное звено парашютиста располагается под его шеей. Я, убирая звено на «своё» место, показываю его ему, и где оно находится. После прыжка подхожу к парашютисту и спрашиваю, как прошло отделение, что он почувствовал и что помнит. Парашютист рассказывает о своём отделении, что почувствовал и видел, но когда я спросил его о вытяжном звене, он просто не понял о чём это я. Даже когда я рассказал, как обстояло дело, и помощник выпускающего подтвердил мои слова, он не мог этого вспомнить. Почему?!

И почему парашютисты, особенно начинающие, иногда не могут точно вспомнить момент отделения или момент нажатия на секундомер?

Анализируя многие подобные ситуации в личной практике, я пришёл к выводу, что в момент совершения прыжка мозг парашютиста, особенно с малым опытом в прыжках с парашютом или вообще без какого-либо опыта (перворазника), перегружен поступающей от внешних раздражителей информацией, и он (парашютист) концентрируется на наиболее волнительных моментах. В связи, с чем он просто не способен принять поступающую информацию в полном объёме.

Другими словами, человек концентрируется на наиболее важной для него в данный момент времени задаче, упуская из внимания всё, что с ней не связанно. И поэтому он просто может «забыть» не только выше описанные моменты в самолёте, но и, например «забыть» принять правильное положение тела при отделении от самолёта, так как его внимание было сконцентрировано на более энергичном толчке от самолёта.

В подобных ситуациях помогает наработка всех действий на снарядах ВДК до АВТОМАТИЗМА! Парашютист в этом случае действует на уровне подсознания. Он просто обязан выполнять основные элементы прыжка «не задумываясь», т.е. автоматически, точно также как обычный человек не задумывается о том, как ему правильней поставить ногу при ходьбе! Они должны стать для него ЕСТЕСТВЕННЫМИ! Особенно действия парашютиста в особых случаях!

Проведём аналогию для лучшего понимания, что я имею в виду, говоря об автоматизме. Например, когда вам нужно куда-либо добраться, вы выбираете, каким способом будете это делать: бегом, спокойным шагом, по какому маршруту. После того как решение принято вы, начиная движение, не задумываетесь над тем, как будете переставлять ноги, с какой частотой и т.д. Вы больше будете концентрироваться на выдерживании требуемого маршрута и принятии дальнейших решений в зависимости от создавшейся ситуации на данный момент. Например, стоит ли вам ускорить свой бег или перейти на спокойный шаг, или изменить маршрут и т.д. Вы постоянно концентрируете своё внимание на наиболее важных моментах действия, а не на второстепенных, которые для вас естественны.

Каждый парашютист ОБЯЗАН пройти предпрыжковое занятие не более чем за три дня до совершения прыжка. На предпрыжковой тренировке отрабатывается непосредственно то задание, которое будет ставиться во время прыжка с парашютом. И очень важно сконцентрировать внимание каждого парашютиста на основных, наиболее важных для него моментах. И не стоит пренебрегать этим, какой бы уровень подготовленности не был у спортсмена.

Так же, в связи с вышесказанным, не стоит давать парашютисту более сложное задание на прыжок, если он не выполнил более лёгкое. Например: если парашютист не показывает стабильные положительные результаты при отделении на «расчековке», то «ручное» давать ему бессмысленно! Так как для него это действие (отделение) ещё не является естественным, которое он может делать без особых напряжений, и парашютист не сможет достаточно эффективно сконцентрироваться на более сложном задании.

В приведенном выше примере инструктор может использовать новое задание такого же уровня, либо немного уровнем повыше, если он уверен в том, что оно будет выполнено с достаточной безопасностью. Это делается для того, чтобы дать возможность парашютисту отвлечься от привычного рисунка действий и его постоянных проблем (при отделении, например), и получить новые ощущения и чувства, которые помогут ему справиться со сложившейся ситуацией психологически.

Практика показывала, и показывает по сей день, что все предпосылки и несчастные случаи в парашютном спорте, и не только, происходят из-за халатного отношения людей!

В парашютизме это халатное отношение инструкторов и парашютистов к своему делу. Сегодня ты плохо затянул контровку («всё равно сработает…»), завтра не предал значение положению тела при раскрытии («вчера раскрылся же…»), после завтра сказал начинающим: «самое главное выпрыгните, а там видно будет…» («всё равно прибор раскроет парашют в случае чего…»). И в совокупности все эти проявления халатности просто не могут не привести к ЧП.

Большая ошибка, когда инструктор больше доверяет парашютным системам и приборам, чем самому парашютисту и его способности принимать решения во время прыжка. Здесь на лицо халатное отношение инструктора к жизням своих подопечных.

Именно сам парашютист управляет ситуацией и способен принимать решения во время прыжка с парашютом. И основная задача инструктора обучить парашютистов этому, довести все основные элементы прыжка с парашютом до автоматизма на снарядах ВДК. То есть, чтобы они стали для него естественными.

Так же инструктор должен сконцентрировать внимание (на предпрыжковой тренировке, на старте и в самолёте) на наиболее важные и ответственные моменты прыжка для каждого парашютиста, согласно уровню их подготовленности и поставленным задачам!

В самолёте необходимо чтобы парашютист думал системно. Например, чтобы он не зацикливался только на отделении сидя в самолёте, а думал по цепочке: отделение, раскрытие, действия в воздухе и приземление. И обязательно этому должны предшествовать постоянные занятия и отработка всех элементов прыжка с парашютом на ВДК.

Иначе парашютиста можно сравнить разве что с чучелом «Иван Иванычем», на которого нацепили парашют и скинули с самолёта, в надежде, что парашютные системы и автоматика всё сделают за него.

Сулейманов Рш. Х.
октябрь 2006 года.

наверх

Дополнительно:



Вернуться в раздел Методика

 

 

 

 

  С нами Бог и два парашюта! Design by Rut