www.spkirbis.narod.ru

г. Фергана, Узбекистан

 
ГЛАВНАЯ
СОБЫТИЯ
МЫ
КЛУБ
ИСТОРИЯ
МЕТОДИКА
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПАМЯТЬ  
ФОТО СПК
ВИДЕО
ФОРУМ
ГОСТЕВАЯ
 
НАШИ
хроники
фотографии
любимые стихи
музыкальные файлы
СПРАВОЧНИК
инструктора
спортсмена
парашютиста
ИНТЕРЕСНЫЕ
материалы
ссылки
статьи
ПАРАШЮТИЗМ
летательные аппараты
групповая акробатика
парашюты
ранцы
Пара новости на www.skysport.ru
Прогноз погоды
в Фергане и других городах
РАССЫЛКИ@MAIL.Ru

Новости СПК "Ирбис"

Поиск по сайту

KATANA
от Performance Designs www.performancedesigns.com

Летные характеристики и FAQ

Источник: www.skysport.ru

Katana от компании Performance Designs является куполом high-performance (высшего) класса и предназначен для опытных пилотов. По мнению пилотов, Katana занимает место «ровно посередине между Stiletto и Velocity» и «прекрасно приспособлен к современным стилям пилотирования». В этом документе мы опишем летные характеристики Katana и ответим на часто задаваемые парашютистами вопросы об этом куполе.

Чем конструкция Katana отличается от Stiletto?
Как и Stiletto, Katana является эллиптическим 9-секционником из ткани-нулевки. Оба купола сконструированы по стандартной схеме, без использования косых нервюр или airlock-ов. Внешне, на первый взгляд Katana выглядит похожим на Stiletto – но на самом деле это два совершенно разных купола.
В конструкции Katana использованы многочисленные достижения в технологиях производства куполов, полученные компанией PD за годы со времени появления Stiletto. Чтобы дать Katana именно те характеристики, которые мы хотели, мы экспериментировали с разными платформами, разными настройками и другими элементами конструкции. В течение года мы тестировали несколько разных конструкций, постоянно изменяя и улучшая их – и на основе этих тестов создали купол, который, по нашему мнению, является одним из лучших в своем классе.

Летные характеристики Katana по сравнению со Stiletto
Для сравнения характеристик двух разных куполов, нужно принимать во внимание следующее:
- Купола должны быть одинакового размера и с одинаковой загрузкой. Сравнение Stiletto 135 c Katana 120 будет неточным.
- Купола должны тестироваться при одинаковых погодных условиях. Если вы прыгаете на одном куполе в слабый ветер, а на другом – в сильный, это сказывается на сравнении.
- Купола должны быть одинаково настроены. Даже два одинаковых купола будут летать по-разному, если на одном из них стропы управления настроены по заводским меркам, а на другом – укорочены на несколько сантиметров. Длина свободных концов тоже должна быть одинаковой – это заметно отражается на характеристиках. Разными также будут показатели купола с новыми стропами и купола, на стропах которого несколько сотен прыжков.
С учетом этого, сравним летные характеристики Katana и Stiletto

Рабочий диапазон клевант: рабочий диапазон может быть больше или меньше – в зависимости от того, в каком диапазоне находится ход клевант между полным режимом и свалом. Он также может быть сильнее или слабее – в зависимости от того, насколько сильный ввод нужен для реакции купола. Рабочий диапазон клевант у Katana слабее, чем у Stiletto (для реакции купола нужно потянуть клеванты чуть дальше), но при этом ход клевант (область контроля от полного режима до свала) у Katana больше

Возврат на глиссаду (recovery arc): этот термин обозначает, сколько времени и высоты требуется куполу для возвращения из пикирования к нормальному полету после поворота на свободном конце или клеванте. Даже когда вы подобрали клеванты, а потом резко их отпустили, купол войдет в легкое пикирование - и для возврата к нормальному полету куполу потребуется определенное время и высота.
Возврат на глиссаду у Katana дольше, чем у Stiletto – купол дольше возвращается из пикирования к нормальному полету. Возврат на глиссаду у Katana не такой долгий, как у Velocity, но вы все равно должны быть осторожны, пока не привыкнете к характеристикам пикирования и возврата на глиссаду Katana. Очень важно помнить, что, как правило, с увеличением загрузки возврат на глиссаду становится дольше.

Полет по прямой в полном режиме/в тормозах: в полном режиме Katana летит и теряет высоту чуть быстрее, чем Stiletto. Поначалу может показаться, что Katana снижается быстрее, чем хотелось бы – однако на самом деле у этого купола бОльший диапазон скоростей, чем у Stiletto. Скорость снижения Katana при вводе клевант заметно снижается по сравнению с полным режимом – особенно при глубоком вводе клевант. В режиме глубокого торможения скорость снижения Katana и Stiletto примерно одинаковая – однако горизонтальная скорость у Katana слегка выше. Когда вы освоитесь с рабочим диапазоном Katana, вы поймете, что вам достаточно просто вернуться с длинной выброски или висеть в тормозах после раскрытия, пропуская другие купола. Однако помните, что мы сравниваем характеристики куполов одинакового размера. Если вы уменьшаетесь, ваша скорость снижения во всех режимах будет больше, а рабочий диапазон – меньше.

Поворот на клеванте из полного режима: как мы уже упоминали, для начала поворота Katana требуется бОльший ввод клевантой. По нашему мнению, Stiletto чуть острее реагирует на ввод клевантой, чем Katana – но незначительно. Возможно, вам покажется, что и Katana, и Stiletto реагируют на вводы клевант острее, чем другие купола. Если вы летали на квадратных куполах типа первого Sabre либо слабоэллептических типа Spectre или Sabre 2, повороты на клеванте Katana покажутся вам очень быстрыми.

Поворот на клеванте в тормозах (плоский разворот): плоский разворот – важный навык для пилотирования любого купола. Если вы втянете наполовину обе клеванты, а затем плавно поднимите одну клеванту или слегка опустите другую для начала поворота, вы потеряете намного меньше высоты, чем при повороте из полного режима. Как многие эллептические купола, Katana в тормозах поворачивает очень быстро. Если вы слишком сильно втянули клеванты или повернули слишком быстро, ваш разворот может оказаться совсем не «плоским». Тренируйтесь – и вы научитесь делать очень точные плоские развороты с минимальной потерей высоты. Особенно важно оттачивать этот навык, если вы пилотируете маленький купол с высокой загрузкой. Вы должны тренировать плоские развороты на высоте и выучить, как ваш купол реагирует на такие маневры. Попробуйте начать делать плоский разворот при помощи перехода из полного режима в половину тормозов, затем тренируйте плоские развороты на более высокой скорости – вводом половины хода клевант после поворота на клеванте или свободном конце.

Передние свободные концы: Katana прекрасно управляется на передних свободных концах. Купол очень «легок» на передних концах, и нагрузка на них возрастает очень плавно. На передних концах Katana очень просто держать в пикировании или в пикирующем повороте, и корректировать во время пикирования скорость снижения и угол поворота. Для сравнения, нагрузка на передних свободны концах у Stiletto сильнее, и нарастает быстрее.

Задние свободные концы: по сравнению со Stiletto, рабочий диапазон задних свободных концов Katana больше и слабее – как и клевант. Для необходимой реакции купола нужно потянуть задний конец чуть сильнее – однако диапазон их хода до точки свала больше.
В полете по прямой с постоянным вводом задних концов Katana и Stiletto теряют высоту примерно одинаково – но горизонтальная скорость Katana будет выше. Глиссада будет более пологой чем при полном режиме, но потеря высоты будет сильнее, чем при глубоком торможении. Во многих случаях полет в режиме глубоких тормозов – самый лучший вариант, если вам нужно преодолеть большую дистанцию по горизонту.

Характеристики свала: Как мы уже упоминали, у Katana достаточно большой ход клевант. Точка свала и при помощи клевант, и при помощи задних свободных находится достаточно глубоко, и купол можно сильно замедлить, не вводя его в свал. Если у вас есть опыт ввода в свал других куполов из нулевки – по сравнению с ними перед свалом Katana дает достаточно «предупреждений». По сравнению со Stiletto, по мере приближения свала Katana лучше сохраняет направление, лучше восстанавливается после полного свала на задних концах и после точки, близкой к сваливанию, на клевантах. Несмотря на это, мы не рекомендуем полностью сваливать Katana при помощи клевант. Ввод в полный свал при помощи клевант любого эллиптического купола скорее всего приведет к закруткам, складыванию секций, ослаблению строп либо неконтролируемому пикирующему повороту. Как правило, намного проще сохранять направление во время свала на задних концах – даже на эллиптических куполах – хотя при помощи задних концов купол начинает сваливаться на более высоких скоростях. Как правило, чем меньше купол или чем больше загрузка, тем более агрессивным становится свал - как вызванный клевантами, так и задними свободными концами – и тем выше вероятность возникновения необратимой ситуации.

Приземления: Во время выполнения подушки Katana создает больше подъемной силы и достигает меньшей горизонтальной скорости, чем Stiletto. С опытом мы сможете свупить на более длинные дистанции и мягко касаться земли как после обыкновенного захода в полном режиме с прямой, так и после высокотехничного захода. Вы также сможете заметить, что с использованием правильно техники от Katana можно добиться удивительной подъемной силы при исполнении подушки даже при низкоскоростном заходе на тормозах.
Перед первым приземлением на новом для вас куполе всегда неплохо будет несколько раз потренировать подушку на высоте. Поскольку рабочий диапазон клевант у Katana больше, чем у куполов типа Stiletto или Sabre2, тренировки подушки на высоте помогут вам быстрее приспособиться к этому диапазону и достичь лучших результатов от первых нескольких приземлений.

Высокотехничные приземления: высокоскоростные заходы, также называемые высокотехничными либо «хук-тернами», являются достаточно обычными для опытных парашютистов. Это маневры перед приземлением, при помощи которых за счет пикирования на передних свободных концах, разворота на переднем конце или на клеванте достигается увеличение скорости купола. В идеале, такие развороты должны начинаться на достаточно большой высоте, чтобы дать пилоту достаточно времени для корректировки, а куполу – достаточно времени для естественного возвращения на глиссаду. Опытные пилоты, практикующие высокоскоростные приземления, понимают, что «спасаться» на каждом приземлении – и опасно, и неэффективно.
Легкое усилие на передних свободных концах и долгое возвращение на глиссаду делают Katana куполом, отлично приспособленным для современных стилей пилотирования. Однако неопытные пилоты, и также те, кто не знаком с летными характеристиками Katana, могут легко оказаться застигнутыми этими самыми летными характеристиками врасплох. Прежде чем начинать исполнение высокоскоростных заходов на Katana (как и на любом другом незнакомом вам куполе), следует помнить что:
- Даже если у вас сотни или даже тысячи высокоскоростных приземлений, вы должны быть осторожны с новым типом купола либо с куполом меньшего размера, чем вы привыкли.
- Вы никогда не должны пытаться совершить высокоскоростное приземление на неизвестном вам куполе, если вы не испытали его характеристики на высоте и не привыкли к его рабочему диапазону, реакции на вводы и времени возвращения на глиссаду.
- Исполнение подушки задними свободными концами при высокоскоростном приземлении – очень тонкая техника, которая серьезно увеличивает риск травм. Прежде чем вы начнете использовать задние свободные концы для приземлений, вы должны хорошо изучить их рабочий диапазон и реакцию купола на их ввод.

Раскрытия Katana.
Если в двух словах – ужасно мягкие. Для более подробного описания раскрытия, нужно определиться в понимании следующих терминов:
- вытяжная сила: первая стадия раскрытия, которую вы чувствуете, когда купол натягивает стропы и выходит из камеры; сила, которая переводит вас в сидячее положение в подвесной.
- фитиление: вторая стадия раскрытия, когда купол у вас над головой, но слайдер еще не опустился. Во время фитиления обычно возникает значительное замедление падения.
- наполнение: третья стадия раскрытия, когда слайдер опускается по стропам и купол полностью наполняется.
Вытяжная сила на раскрытии Katana очень мягкая, и переход из положения свободного падения в положение сидя в подвесной происходит удивительно плавно. Katana фитилит слегка дольше Stiletto такого же размера, затем следует быстрое, но комфортное наполнение. Для сравнения - у Velocity вытяжная сила намного сильнее, фитиление дольше, а наполнение – медленнее, чем и у Katana, и у Stiletto.
В конструкции Katana использован ряд решений в области формы купола, его наклона, платформы и формы воздухозаборников, которые улучшают движение воздуха внутри купола в процессе наполнения. Эти решения делают Katana менее подверженным изменениям направления при раскрытии, чем Stiletto или Velocity. Даже если Katana начнет доворачивать во время выхода из камеры или фитиления, купол имеет тенденцию останавливать доворот как только начинается сход слайдера. Однако хотя Katana более защищен от доворотов при раскрытии, укладка и положение тела, несомненно, также играют большую роль.

Укладка.
Katana нужно укладывать тем же аккуратным про-паком, который мы рекомендуем для всех наших основных куполов. Мы выяснили, что Katana раскрывается лучше всего, если нос оставить полностью снаружи. Мы не рекомендуем засовывать нос в центр укладки – даже немного - на любом куполе, так как это провоцирует раскрытия не по направлению. Слайдер должен быть аккуратно расчетверен, края сладера должны быть равномерно сложены. Удостоверьтесь, что пока купол не окажется в камере, центр ткани слайдера направлен вниз к центру, а люверсы упираются в таблетки на стабилизаторах. Если вы хотите добиться ровных раскрытий, важно складывать купол симметрично и сохранять при укладке натяжение строп.
Какой бы не был у вас купол - вы добьетесь наилучших раскрытий, если в момент выхода камеры из ранца ваши плечи будут на одном уровне, и вы ровно лежите/сидите в подвесной по полного схода слайдера. Руление задними концами или чрезмерное смещение в подвесной до того, как сошел слайдер, может вызвать раскрытия не по направлению либо усилить их.

Дополнительные советы по снаряжению.
Со всеми нашими спортивными основными куполами мы рекомендуем использовать коллапсируемые стропой вытяжные парашюты, так как неколлапсируемые вытяжные ухудшают летные характеристики купола и подушку. Использование коллапсируемого стропой вытяжного парашюта является обязательным для любого эллиптического купола либо купола размером 150 футов и менее. У вытяжных, коллапсируемых резинкой, есть тенденция «задерживаться» на раскрытии и надуваться в полете – поэтому мы рекомендуем коллапс стропой.
Необходимо иметь достаточную слабину в стропах управления, чтобы вы могли свободно держать клеванты при использовании передних свободных концов. Если стропы управления будут слишком короткими, во время ввода передних свободных купол будет «дергаться» и «танцевать». Чтобы предотвратить это, Katana - как Vengeance и Velocity - сконструирован со слабиной в стропах управления. Однако если вы не раскручиваете стропы управления, они могут быстро стать короче. Вы должны проверять свои стропы управления и, если необходимо, раскручивать их по крайней мере один раз за прыжковый день. Если ваш купол при использовании передних концов продолжает дергаться, вам возможно надо удлинить стропы управления, закрепив клеванты ниже. Даже если вы не используете передние свободные концы, важно раскручивать закрученные стропы управления и сохранять в них необходимую слабину.
Если у вас на передних концах есть петли или захваты – они должны быть расположены как можно выше. При полете в полном режиме захваты или нижняя часть петель должны быть, по крайней мере, на 10 сантиметров выше нижней части клевант. Если при таком расположении захватов или петель вам тяжело до них дотянуться, вам вероятно нужны более короткие свободные концы.

Постарайтесь не мочить Katana, и никогда не кормите его после полуночи.

Для кого предназначен Katana?
Некоторые спортсмены, которые прыгали на Stiletto, могут остаться верными этому парашюту – но другие найдут в Katana именно тот купол, который они искали. Также Katana – идеальный переходный купол между Stiletto и Velocity, и для некоторых спортсменов это будет хороший выбор. Velocity – отличный купол, который во многих отношениях превосходит и Stiletto, и Katana – но одновременно он и более требовательный. Вам может быть проще «почувствовать» Katana и быстрее выучить его повадки, чем вам может потребоваться для изучения характеристик Velocity. Некоторые спортсмены, которые уже прыгают на Velocity, могут предпочесть Katana – если они хотят купол резвый, но менее требовательный, чем Velocity.
Как мы уже упоминали в начале этого документа, Katana предназначен для опытных пилотов. Многие летные характеристики Katana специально предназначены для спортсменов, которые исполняют высокотехничные заходы и высокоскоростные свуп-приземления. Эти же самые характеристики делают купол непригодным для начинающих спортсменов либо людей с консервативным стилем пилотирования. Даже если у вас относительно большое количество прыжков и если вы приложили много усилий для развития своих навыков в свободном падении, но не своих навыков пилотирования - мы будем рады предоставить вам другие купола, которые подойдут вам больше, чем Katana.
Некоторые из лучших мастеров пилотирования в нашем спорте - и многие спортсмены, у которых богатый опыт пилотирования разных куполов - утверждают, что вы можете получить максимальную отдачу только от купола, который соответствует вашему мастерству, опыту и стилю пилотирования. Они также скажут вам, что лучше выбрать более консервативный купол и добиться от него всего, чем летать на агрессивном куполе, не используя всех его возможностей. Это хороший совет, который стоит запомнить спортсменам, когда они будут решать – для них ли купол Katana.

Какой размер Katana мне нужен?
Самый лучший способ ответить на этот вопрос – сравнить с размером купола, на котором вы сейчас прыгаете. Если вы довольны размером своего нынешнего купола – вам нет смысла уменьшаться.
Некоторые спортсмены ошибочно полагают, что при переходе с одного типа купола на другой необходимо уменьшаться. Например, многие спортсмены считают, что при переходе с первого Sabre к Stiletto стоит уменьшиться на размер. Некоторые люди считают, что надо сбросить один-два размера при пересадке со Stiletto на Velocity. Несмотря на широкую распространенность этого мнения, мы никогда не считали это необходимым. В большинстве случаев мы считаем это плохой идей.
Когда вы взгляните на таблицу размеров наших куполов, вы заметите, что максимальный рекомендуемый вес для Katana выше, чем для Stiletto такого же размера. К примеру, максимально рекомендованный вес для «Опытного» спортсмена на Stiletto 120 – 65 кг. Такой-же вес для той-же категории в таблице значится для Katana 107. Значит ли это, что спортсмен, который прыгает на Stiletto 120, должен прыгать на Katana 107, а не Katana 120? Ни коим образом. Это означает, что Katana может хорошо приземляться с чуть большей загрузкой, чем Stiletto. Спортсмен весом «в двери» 65 кг, который хочет купол 107 размера, скорее всего выяснит, что Katana 107 приземляется лучше Stiletto 107. Спортсмен, которому нравится скорость и отзывчивость Stiletto 120, но которому Stiletto 107 кажется слишком быстрым, скорее всего захочет при переходе на Katana остаться в том же размере.
Вот как нужно использовать таблицы размеров куполов. Вы должны помнить, что обозначенный в них вес является </>максимально рекомендуемым. Вы прекрасно можете прыгать на куполе, если ваш вес ниже максимального рекомендуемого (и часто в этом есть много преимуществ). После того, как наш спорт на многие годы застрял в заблуждении «чем меньше тем лучше», некоторые спортсмены наконец выяснили, что могут получить больше отдачи от купола на размер больше того, на котором они летали!
Вы также должны помнить, что «легкие» передние концы Katana, длинный возврат на глиссаду и слегка бОльшая скорость снижения в полном режиме делают этот купол «горячее» Stiletto. Если вы пилотировали купол типа Stiletto и хотите чего-то еще более резвого, вы получите это от Katana без всякого уменьшения в размере. Если вы летали на слабоэллиптическом куполе типа Sabre2 и ищите свой первый полный эллипс, для вас и вовсе нет причины уменьшаться – и несколько серьезных причин этого не делать. Вам стоит быть особенно осмотрительным в выборе размера, если вы летали на квадратном куполе типа первого Sabre – по своим летным характеристикам Katana отличается от квадрата очень сильно.
Самое главное помнить – рассчет вашей загрузки или проверка таблицы размеров дают вам только часть информации, необходимой для правильного выбора. Намного важнее оценить свой опыт пилотирования вашего прежнего купола, опыт возвращений с длинной выброски, приземлений на плохие площадки, при разном ветре и в других сложных ситуациях – и решить, достаточны ли у вас навыков и опыта, чтобы управлять более маленьким куполом более высокого класса.
Самый лучший способ определить, подходит ли вам тот или иной размер купола и его тип – это прыгнуть на этом куполе. Свяжитесь с Performance Designs или с нашими авторизированными демо-центрами, либо обратитесь на сайт www.performancedesigns.com за информацией о наших демо-программах.

Таблица загрузки/Максимальный рекомендуемый вес (фунт/кг)

Модель

Размер (кв.фут)

Мин.

Студент

Новичок

Средний

Продвинутый

Опытный

Макс

Katana-083

83

VLC

N/S

N/S

N/S

107/49

142/65

161/73

Katana-089

89

VLC

N/S

N/S

N/S

116/53

155/70

175/80

Katana-097

97

VLC

N/S

N/S

N/S

128/58

171/78

193/88

Katana-107

107

VLC

N/S

N/S

N/S

144/65

192/87

216/98

Katana-120

120

VLC

N/S

N/S

N/S

162/74

216/98

243/110

VLC = зависит от условий приземления, N/S = не рекомендуется. Все показатели по весу представляют Максимально Рекомендованный Вес («в двери»)

Заказ купола: SkyShop.

наверх

Дополнительно:



Вернуться в раздел: Современные парашютные системы.

 

 

Парашют Katana

 

  С нами Бог и два парашюта! Design by Rut  
Hosted by uCoz