ПРИМЕНЕНИЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА
Д-6 серии 4 / З-5
I. Полный отказ основного парашюта (ОП)
II. Частичный отказ ОП
I. Полный отказ основного парашюта (ОП).
Описание:
Купол не вступил в действие после выдёргивания звена ручного раскрытия.
Виды:
- Непрекращающаяся стабилизация;
- Беспорядочное падение;
- Слипание кромки купола;
- Неполный выход купола парашюта со стропами из камеры ОП;
- Зацеп частей парашютной системы снаряжением или телом парашютиста.
Причины:
- Не зацепление карабина за трос ПРП или за удлинитель;
- Обрыв троса ПРП;
- Не правильная зачековка двухконусного замка;
- Контровка двухконусного замка не соответствующей нитью;
- Неправильная укладка парашюта;
- Не верные действия парашютиста в самолёте и при отделении от ЛА.
Действия парашютиста при полном отказе ОП:
-
Убедиться в том, что тросс звена ручного раскрытия ОП (кольца) выдернут из шланга звена ручного раскрытия полностью. Если троссик всё ещё в шланге, то додёрнуть кольцо так, чтобы он полностью вышел из шланга звена ручного раскрытия (В этом случае возможно раскрытие ОП и нормальное приземление. Просто вы не до конца выдернули кольцо в первый раз. Если этого не произошло, то значит, причина отказа другая и необходимо приступать к дальнейшим действиям);
-
Выбросить кольцо ОП;
-
Перевести взгляд на кольцо ЗП (необходимо именно взглядом найти кольцо запасного парашюта!);
-
Взяться за него правой рукой и вытащить правую часть кольца из кармашка на левом клапане ранца запасного парашюта;
-
Резким рывком вправо выдернуть кольцо ЗП и сразу же выбросить его (Если не получится выдернуть кольцо с первого раза, то возьмитесь за кольцо двумя руками, отведите его в сторону кармашка и резким движением, на отмаш, выдерните кольцо);
-
Подбить левой рукой уложенный купол запасного парашюта в правую сторону (Подбивать парашют необходимо, чтобы исключить попадание купола парашюта в зону затенения);
-
Принять положение для беспрепятственного раскрытия ЗП;
-
После раскрытия ЗП осмотреться и приготовиться к приземлению.
Внимание! Если вы не обнаружили кольцо запасного парашюта в кармашке, то необходимо раскрыть ранец ЗП, выдёргиванием шпилек из конусов за троссик звена ручного раскрытия (кольца)!
II. Частичный отказ ОП.
Описание:
Купол ОП вступил в действие, но не обеспечивает безопасную скорость приземления.
Виды:
- Порыв купола ОП;
- Перехлёст купола ОП стропами;
- Обрыв строп;
- Спутывание строп ОП;
- Зацеп стабилизирующего парашюта за стропы ОП;
- Зацеп частей парашютной системы снаряжением или телом парашютиста.
Причины:
- Раскрытие парашюта на повышенной скорости (например, раскрытие без задержки при прыжках с самолётов АН-12, ИЛ-76);
- Износ материала купола и строп;
- Неправильная укладка основного парашюта;
- Нарушение правил отделения от ЛА;
- Нарушение правил раскрытия парашюта.
Действия парашютиста при частичном отказе:
-
Свести ноги вместе и поджать под ранец запасного парашюта (ЗП);
-
Левой рукой прижать клапана ранца, чтобы исключить преждевременного раскрытия ранца и вступления купола ЗП в действие;
-
Перевести взгляд на кольцо ЗП (необходимо именно взглядом найти кольцо запасного парашюта!);
-
Взяться за него правой рукой и вытащить правую часть кольца из кармашка на левом клапане ранца запасного парашюта;
-
Резким рывком вправо выдернуть кольцо ЗП и сразу же выкинуть его, прижимая левой рукой клапана ранца ЗП;
-
Правой рукой помочь раскрыться клапанам ранца, левой рукой удерживая уже непосредственно уложенный купол запасного парашюта;
-
Определить наличие и сторону вращения;
-
Взять уложенный купол ЗП двумя руками, и если вращение отсутствует, то отвести его от ранца и отбросить в лево под углом 45° (Если частичный отказ сопровождается вращением, то необходимо купол ЗП окинуть от себя под углом 45° в сторону вращения! Для того чтобы было удобно отбросить купол ЗП влево - необходимо прижимая его к ранцу левой рукой, правой взять купол со стороны «дна» ранца, а для того чтобы было удобно отбросить вправо – необходимо левую руку поменять на правую, а левой взять купол со стороны «дна» ранца ЗП);
-
Руками помочь стропам выйти из сот ранца;
-
Взять одну или две «верхние» стропы ЗП, и потянуть на себя, чтобы разбить уложенную кромку и улучшить условия наполнения купола ЗП воздухом;
-
Следить за наполнением купола ЗП;
-
После наполнения подтянуть купол ЗП к стропам ОП и приготовиться к приземлению.
Внимание! Если после того как вы отбросили купол ЗП он не раскрывается, а свечёй уходит в стропы ОП, то необходимо за стропы подтянуть купол ЗП к себе до кромки (стропы при этом провисают сбоку, ноги сведены вместе и поджаты), сложить купол ЗП «гармошкой» и снова откинуть его от себя в сторону вращения!
Замечание! Небольшие порывы в пределах 1-го метра по диагонали у кромки купола, обычно существенно не влияют на скорость приземления и в этом случае запасной парашют вводить не обязательно.
Замечание! При перехлёстах можно попытаться стянуть захлестнувшие стропы с купола. Если этого сделать не удалось, то определите количество захлестнувших строп. Если количество захлестнувших строп от 1 до 3, то можно просто взять эти стропы в левую руку (на излом), правой рукой взять стропорез и отрезать захлестнувшие стропы движением от себя и сверху руки, удерживающей эти стропы.
Внимание! Все действия по устранению причин частичного отказа должны производится до высоты 500 м!
Сулейманов Ришат Халилович
2002 год.
наверх |