SKYDIVING ПО-УЗБЕКСКИ
Автор Rut по заказу Kot.
– Закрепление парашютов у всех?
- Так точно!
– Приборы есть у всех, документация заполнена?
- Так точно!
– Отлично! Тогда завтра сбор на складе в 6:30 без опозданий.
По пути домой в голове куча мыслей... Во сколько же надо встать, чтобы на склад пол седьмого успеть. В шесть надо выйти, значит встать минимум в пять. Не забыть бы будильник завести.
– Ирка, позвонишь мне завтра пол пятого, а то у меня будильник не работает?
– Да я сама в пять хотела вставать... хотя все равно, наверное, опять всю ночь спать не буду. Да, позвоню, потом еще пол часика поваляюсь.
Дома уже голова совсем не варит. А еще надо ленточку для очков на шлемак пришить, а то они никак не могут найти общий язык друг с другом. Да и очки надо бы новые сделать… а, блин, потом, седня уже некогда, спать пора, завтра надо рано вставать. Секундник где? А вот. Ну все, спать.
– Ну ты че Санек, спишь до сих пор? Уже пол пятого, вставай быстрей, проспишь все на свете!!!
- Да, я, ага, щас…
- Ну давай, там увидимся, не спи только опять!
…..
– Блин, дубак седня…
– Да, не говори, да еще склад закрыт… а вон Леха идет, щас откроет.
– Привет!
– Привет!
– И не спится вам в такую рань?!?
– А сам-то!
…
– Грузим купола, машины приехали!
Через час:
– Становись! Все всё забыли?
– Так точно! (– Никак нет!)
- Тогда быстрей собирайтесь и через пять минут выдвигаемся на полигон. Разойдись!
До полигона бегом минут двадцать пять. Пешком… даже не знаю, минут на десять больше.
Ферганские прыжки. Прыжки в Узбекистане. Мда… Эта такая весчь… прыжки эти.
Ну в общем прыгаем мы с военными. То есть, когда у них прыжки, сборы, соревнования, тогда и у нас радость.
Военные – это и обычные солдаты-призывники, и курсанты летных/танковых училищ, прыгающие с десантными парашютами, это и офицеры, прыгающие на спортивной технике. Весь имеющийся народ – военных и нас гражданских распределяют во взлеты, стараясь не смешивать. Но иногда на досадку и нас с военными вместе. Тогда на борту очень интересно следить за солдатами. Все друг на друга смотрят квадратными глазами и еще спорят у кого они квадратней.
Мы полностью зависим от военных, так как прыжки у нас бесплатные. Мы не платим за топливо для ЛА и аренду техники. Но для всех прыжки – это много, много тренировок, на которых надо не только присутствовать, но и чему-то учиться. Иначе КПЗ не сдать, или даже КПЗ тебе вообще не светит. КПЗ – это контрольно-практическое занятие, для сдачи которого требуются твердые знания: материально-технической части парашютной системы, ее укладки и ВДК. ВДК – означает воздушно-десантный комплекс, по-простецки десантный городок с парашютными тренажерами, на которых ты должен показать инструктору, что ты знаешь и умеешь совершать прыжок.
Раз разговор зашел об инструкторах, их у нас сейчас семь. Возраст всех между 20-ю и 30-ю годами. Но молодой возраст не мешает им брать первые и призовые места на различных республиканских соревнованиях по классическому парашютизму. Классика – это практически единственная разновидность парашютного спорта, которым мы здесь занимаемся.
Еще инструктора иногда занимаются купольной, что осложнено нехваткой высоты и неодобрительным отношением военного начальства. Очень-то уж этажерки на схождение куполов в воздухе похожи, что заставляет слабые сердца толстых дядей не ровно биться.
Два наших самых оторванных инструктора имеют слабость к фрифлаю, чем и пытаются усиленно заниматься на высоте… на нашей обычной высоте 1200. Как они сами шутят по этому поводу: - «Мы начинаем работать там, где обычно фрифлаеры уже раскрываются». Но это не важно, важен сам процесс и результат.
Прыгаем мы не только у себя в Фергане, но и ездим в другие города Узбекистана. Чаще всего и больше всего мы пропадаем в Мархамате, это небольшое село (или кишлак, как у нас говорят – не безосновательно :) около большого города Андижана. Туда езды часа три от Ферганы.
В Мархамате лафа! Десантный городок, казармы, полигон «за углом». Ан-2, вертушка иногда прилетает. В общем все что нужно для нормальных прыжков. Мы обычно ездим туда на неделю, иногда нас (начинающих) берут на несколько недель. А некоторые инструктора пропадают там месяцами. Мархаматский сезон обычно длится с весны до осени – теплое время года. А там маза и возможность загорать и купаться всегда есть. В общем, совмещение приятного с полезным происходит как положено. Что действительно омрачает эти «замечательные» прыжки, так это их высота и частота, не говоря уже о других вещах. Не все же коту масленица!
В Мархамат мы едем за свой счет, либо за счет военных. Деньги тратим в основном только на дорогу туда-обратно, и на продукты, но тоже не всегда. Иногда питаемся с офицерами. За сами прыжки и проживание в гостинице (казарме) не платим.
Вторая дропзона (если так ее можно назвать), на которой мы прыгаем – это Аранчи. Это заветное слово ласкает слух хоть раз там побывавших. Небольшой кишлак под столицей Узбекистана – городом Ташкентом. Это то место где каждый хочет побывать, но далеко не у всех появится такая возможность. А побывав раз – хочется вернуться! Вот там настоящий парашютный городок и большое зеленое поле с песочным кругом и прерывистой 100-метровой линией вокруг. От Ферганы езды туда около 5 часов. Поэтому мы ездим туда лишь раз в год. В мае месяце. Там в это время начинаются сборы и соревнования Кубок Белое Золото (т.е. хлопок, которого у нас как черного золота на Ближнем Востоке).
Мне вот тоже посчастливилось в позапрошлом 2003 году побывать в Аранчах. Там я прыгала на Т4 и, не оправдав надежд инструкторов и своих собственных, так и не смогла пересесть на ручное. Но зато там за месяц я сделала около половины всех прыжков за тот год. Там с прыжками не так сложно, как здесь, но высоту в основном только дают до 2200. Дабы спортсмены ходили на «тридцатку» и крутили комплексы, готовясь к соревнованиям.
Еще один славный город – это прыжковый город Зарафшан. Туда ездят только лица до 18 для участия в юношеских соревнованиях по пятиборью. В которое входят бег, плавание, подтягивания/отжимания, метание гранаты и прыжки с парашютом. Туда из наших берут молодежь, которая отличается хорошей физической подготовкой. Кроме того, впервые в прошлом 2004 году поехали сами инструктора участвовать во взрослом пятиборье, в котором еще добавляется стрельба из воздушек вместо метания. Я сама больше ничего не знаю про Зарафшан, но вот инструктора очень его хвалят. Им там очень понравилось, они там подружились с зарафшанскими спортсменами и вообще говорят, что там город богатый и жить там хорошо.
Теперь о наших родных ферганских прыжках. Отличительная особенность Ферганских прыжков - это конечно же БОЛЬШАЯ техника. Ан-26, Ан-12, Ил-76. С таких самолетов практически нигде больше по Узбекистану не прыгают. Да если честно, не очень то многие и хотят прыгать на скорости 360 км/ч... Хотя fun и фан от таких прыжков конечно тоже особенный.
А вот если удастся первой отделяться, так это отдельный кайф! Стоишь около двух минут у открытой рампы, поток у обреза такой, что даже кислород в нос с трудом попадает и приходится открывать рот и чаще дышать, просто чтобы не задохнуться. А внизу... сами знаете, что внизу - туда быстрее хочется!
Парашют за спиной, конечно же, со стабилкой: Д6, ПТЛ-72 и «мечта киргиза» – Т4МП трахома. Но нам уже их не видать… Кроме Д6 запретили и списали все. Высота 800. "Крылатым" спортсменам 1200. Пару раз за сезон высоту дают, 2000-3000 – предел мечтаний. Такие прыжки самые результативные для перворазников и начинающих. А особенно для стабилок, которых на высоту берут. Секундник взяла, так что может быть на высоту возьмут (1000-1200). 10-15 секунд стабилизации, да еще если разрешат по полуспортивному отделяться – это не в группировке на три секунды. По полуспортивному – это под хвост с поджатыми ногами. Обожаю так отделяться! Вот бы еще попробовать на ручном под хвост в рампу на 360км/ч. Попробую, обязательно попробую!
Так вот, прибегаем на старт, разгружаем купола и устанавливаем их в козла. Купола устанавливаем на укладочном столе, который расстилаем прямо на асфальте. Теперь начинается самое интересное… ожидание. Ждать приходится долго и часто. Ждем приезда военного начальства и начала прыжков, ждем прилета летательной аппаратины. Ждем погоды и ждем когда же уже все отменят и отпустят нас.
О, грязный след сгоревшего топлива показался в небе. Летит птичка… скорее дракон какой-то, громадина. Вот у всех уже разговоры про прыжок начались. – Ну что, ты как пойдешь? Может на рампу вылезем или на мотор? А в другой стороне Д6-е обсуждают кому посчастливится первому отделяться, кому у рампы первому стоять.
Вот первая корабельная группа уже заходит в самолет. Наша вторя. Команда всем "стабилкам" одеться. Настало время, когда решится все. Пойдем ли мы с Д6-ми на пять секунд или останемся со спортсменами на крайний высотный взлет. Кажись там народу и без нас много. Солдат этот раз много, так что мы остаемся. А старший тренер Ришат Халилович ведет Д6-х ближе к самолету. Им там еще предстоит долго-долго ждать. Хорошо если разрешат сесть. Разрешили, все усаживаются на асфальте, хорошо хоть шлемак можно под задницу положить.
Вот и второй взлет. Все зашли в самолет. Взлетели. А мы ждем когда же наши пойдут. Они первые идут или их крайними поставили? Нет, точно первые. Вот самолет выходит на боевой, у них уже, наверное, команда приготовиться была и они все стоят в проходе самолета в плотную друг за другом, держась за кольца основного парашюта и думают… ой, о чем только не думают. Ну хоть кто-то про счет и плотную группировку вспомнил… Вот Ан-12 сравнялся с нами и все шепчут: "Пошел! Пошел уже! Пошел!" И маленькие комочки начинают высыпать из рампы. Ну, будем считать одуванчики!
– Третий кто был? Кто третий и пятый! Это опять Шурик выше всех раскрылся!
– Да, нет, это не Шурик, он вторым был. Третья Тамарка была.
Самолет приземляется и вот показался Ришат Халилович с камерами стабилизирующего парашюта в руках. Подходит.
–Ну как там наши? Сильно крутило?
– Да нет, нормально. Только у Тамарки опять группировка плохая, разбило потоком, да и раскрылась раньше. А так у всех нормально...
Часов так через несколько настает и наша очередь. Долгожданные команды: "Проверить все еще раз! Одеться! На линию стартового осмотра!"
В мыслях только: хоть бы опять первой разрешили отделяться… А блин, фиксаторы опять забыла … все готово.
Идем к самолету. Гул такой, что перепонки в ушах еле терпят. Забираемся по железному трапу в самолет и скорее в глубь салона, да занять место у иллюминатора. Еще раз посмотрим, как откидают крайний борт солдат. И вот уже подрагивают руки, нас рассадили, стабилки зацепленны. Я – первая, ура! Тело напрягается, ты знаешь, сейчас будет команда: "Приготовиться!" Еще раз проверяю секундомер, так для спокойствия. Руки потеют, вытираешь об себя. Стрелка на высотнике подбирается к 1200, а вдруг выше поднимут. Да фиг два! С этими летчиками не договоришься – 50 метров лишних не дадут. Офигенная сирена прерывает праздные мысли, аж вздрогнешь, но быстро успокоишься. Встали, убрали сиденья. Обе руки на секундомер. Чуть опять не забыла очки одеть. Руки на секундомер… очки потеют.
Рампа открывается, вот она красота момента! Очки уже не потеют, сердце так и хочет от тебя отделится. Чувствуешь, как ноги подкашиваются. Блин, делала это столько раз, но все равно напрягаешься. Красотища внизу, скорей бы уже туда.
Еще одна сирена, теперь уже беспрерывная, и кажется не такая уж громкая… Да уже не важно, я снаружи. Руки в потоке, а поток-то сегодня огого! Все 380км/ч наверное! Перед глазами белая пелена – вот оно какое небо! Рывок! Ну все, стабилка раскрылась. Раскидываюсь. Свист в ушах.
Теперь… что там я собиралась крутить… Зака, где Зака? Щас найдем, вот он, тоже чего-то крутит, сидя. Нет, я сидя в следующий раз, а на этом прыжке в группировке развороты на ориентир попробую. Классно вращает, быстро и четко. Ориентир то какой огромный, так хорошо видно. С очками этими еще можно попрыгать, а я боялась. А вот как без стабилки то будет падать, ваще наверное классно… Пятьсот одиннадцать, пятьсот двенадцать, время для перекладки. Ну-ка проверим по секунднику. Точно как в аптеке - 12-ая секунда! Взглянуть на высотник, стрелка прыгает у штуки. Еще пару секунд и можно. Провал, рывок, купол! Правая стропа управления вниз до отказа. Нет, вокруг никого. Внизу тоже. Где это я… а вон машины. Все пилим туда. А вот и Зака тоже пилит, но куда? «Ну как там Зака?», - кричу я. «Супер!» - Вижу большой палец в ответ. Конечно, так крутился, как могло быть иначе.
Приземлились. Собираю купол и бегом к машинам.
– Видала, как я крутился?!!
– Конечно, я на тебя развернулась. А как я видел, я в группировке?
– Нет, не видал, меня так крутило, я как только ввод дал… блин, скорость бешенная…
Все собрались. Все купола погружены. "Становись в колонну по три! Бегом марш!"
Ну тоже не плохо, что не на машине в этот раз. На так называемой Наташке (военной грузовой машине) пока доедешь по бездорожью до старта (аэродрома) - весь в пыли с ног до головы. Хорошо, что очки есть и шлемак. А то потом голову не отмоешь от пыли, да еще наглотаешься не хило. Так вот мы бегом по полигону, по грядкам каким-то по пыли до старта. Это несколько километров. С полигона до нашего склада говорили, около 10 км будет.
Ждем на старте машины. Машины приехали. Загружаем старт, столы там, ящики разные.
– А может быть до склада на машине, Ришат Халилович? Они сказали, что можно.
– Хмм… ну ладно, давай на машину.
Стараемся разместиться поверх всего этого барахла, да и замаскироваться, чтобы на постах не засекли, что людей в такой машине перевозят.
Приехали в часть. Совсем забыла рассказать про наш клуб.
Наш клуб называется СПК «Ирбис» имени полковника В. А. Целовальникова. Базируется он на складе, который в свою очередь, находится на территории ВДК воинской десантной части. Склад состоит из трех маленьких комнат: сам склад парашютного имущества и женская раздевалка по совместительству; прихожая и мужская раздевалка; и инструкторская, что есть их раздевалка соответственно. Укладываемся мы на улице прямо перед складом на асфальте. Благо укладочные столы есть. Когда совсем погода хорошая… дождь, снег, то иногда пускают в приборку.
Так вот, приехали мы в часть. Опять мимо склада проехал, не остановил. Теперь опять на себе перетаскивать все купола. Хотя никто и не ожидал другого, совсем привыкли уже.
"Расстелить столы! Подготовить второй этап!"
А нет, сначала обед. Скидываемся по стольнику на лепешки и морковчу. Кто-то на велике поехал, здесь не далеко комок есть, там все купит. Достаем если кто что-то из дома принес и накрываем стол. Опять лепешки с салатами. Главное чтобы сегодня нам физо не устроили, а то морковча назад полезет. Ну все, теперь укладка. Вот и не прыгающие подходят, теперь помогающих побольше, быстрее уложимся.
– Опять запорол, Голубев! Такие простые ошибки допускаешь! Когда же ты уже внимательно укладываться начнешь? Контруй заново!
– Всё закончили?! Становись! В колонну по два в направлении стадиона...
Это конец! Сейчас не добежим. Да сегодня еще и "трешник" бегаем. Нет, точно не добежим.
– Кто сегодня прыгал, могут остаться.
Мы спасены! Тогда на склад, поспать на стеллажах. Пацаны собираются в баскет играть… да нет, решили до завтра отложить.
Да, частенько у нас бывает, что бегаем с полигона до склада. И все еще вперемешку с упором лежа и отжиманиями. Помню, как я однажды растянула ногу, в баскетбол играла и еще хромала на прыжках. Но перед инструкторами нужно делать вид, что все нормально! Хотя было и так нормально, если бы сильно болела я бы и сама не прыгала. Но тогда ходьба и бег были хуже всего, а еще по ухабам полигона.... Я тогда всю дорогу отставала, так как приходилось бежать одной ногой. А вся толпа постоянно дожидалась меня отжиманиями. А потом, добежав наконец-то до "Родины" нас заставили легким бегом в строю по три чела и в ногу бежать по стадиону, чеканя шаг. Тогда никто из нас так и не понял, а что это было, и что мы опять запороли. Как нам сказали: "Вы должны чувствовать себя командой!" А потом через пару дней я сама запорола, и из-за меня всем опять пришлось бегать около полутора километров на стадионе после прыжков. Да, такие дни дают понять как там в армии...
Ну вот, тренировка позади. Теперь надо бы на работу зайти… Нет, не успею. Завтра прыжки в обед, так что с утра успею забежать, может даже чего-нибудь перевести успею. Тогда бегом на другую тренировку. Там уже тренировка в полном разгаре.
– Ну что прилетела, на крышу приземлилась или во дворе? А парашют где?
– Да я его на крыше оставила.
– Тренироваться будешь или устала?
– Конечно буду! Потом отдохну.
– Ну, давай переодевайся, мы верхние связки работаем.
Засыпаю, но еще думаю о завтрашнем дне. Завтра тоже попробую сидя крутиться и надо будет на точность поточней поработать…
На днях у нас объявили о начале "программы" платных прыжков. Теперь любой желающий/жаждущий/интересующийся когда бывают прыжки может прыгнуть за деньги и быстро, без долгой подготовки. Но пока это вроде только для перворазников-одноразников. У нас в клубе существовал символический взнос, на канцелярские товары и прочее в размере примерно 20 центов в месяц. Теперь в связи с переходом на «новую систему», взнос был поднят до эквивалента 1 доллара. На мой взгляд, очень правильное решение, так как весь клуб держится на голом энтузиазме наших инструкторов.
Недавно наш старший тренер спрашивал нас: А нужен ли вам парашютный спорт? Я знаю ответ для себя. Но думаю, что нас ждет большой естественный отбор среди молодежи. Поживем, увидим!
Best wishes,
Rut
наверх |