АЭРЛОКИ
Автор:
Brian Germain zenfreefall@aol.com
Перевод
Ежы
На сегодняшний день существует большое количество статей о парашютах с «клапанами».
Многие парашютисты верят, что аэрлоки – это технология будущего, тогда как другие
– считают, что это всего лишь временное поветрие. В этой статье я хотел бы по
возможности объективно обсудить плюсы и минусы новой разработки в конструкции
парашюта.
Простыми словами, АЭРЛОК – это система, разработанная для поддержания постоянного
давления в парашюте типа крыло, и, таким образом, его профиля. Короче говоря,
воздух входит, но не выходит. Если форма крыла не зависит от интенсивности набегающего
потока (возникающего за счет скорости), то возможности купола улучшаются по всем
параметрам. Кроме того, теоретически такой замкнутый профиль не будет подскладываться
и как-либо искажаться под действием турбуленции.
Разработчики парашютов шли к идее создания купола с клапанами начиная с самого
рождения парашютов типа крыло. Домина Джалберт (Domina Jalbert), человек, которому
надо отдать должное за создание первого в мире парашюта типа крыло, был среди
первых разработчиков такой системы. Хотя его «клапан» не произвел фурора в промышленности,
дух концепции замкнутого профиля продолжает овладевать умами изобретателей во
всем мире. Почти двадцать лет назад я точно также восторгался этими исследованиями.
Я занялся проектированием аэрлоков после того как в 1993 году мой параплан сложился
и я чуть не погиб. Сидя в инвалидном кресле, я с переменным успехом начал разрабатывать
различные системы, удерживающие профиль крыла. Я создал множество миниатюрных
экспериментальных куполов с каждым типом «клапана», который я мой себе вообразить.
Я обнаружил, что независимо от типа клапана я должен был сохранить переднюю кромку
(«лоб»), для того чтобы поддерживалось адекватное внутреннее давление. Я понял,
что есть множество путей достигнуть этого, но нашел только один вариант, который
был заметно лучше остальных. Я принес свою идею единственному человеку, который,
как я думал, был достаточно сумасшедшим, чтобы сшить такой купол: Тони Урагалло
(Tony Uragallo). Он взял меня на работу/в дело.
Тони и я проводили исследование относительно концепции клапанов в течение трех
лет. Некоторые из наших проектов были невозможными/неосуществимыми, в то время
как другие не стоили и той ткани, из которой мы их создавали. Это было время
синтеза, дикого творчества и умопомрачения. В конечном счете мы создали изделие,
которым гордились и реализовали его как “Jedei”. Как и ожидалось, рынок воспринял
его со смешанными чувствами. Сегодня, когда уже существуют буквально сотни подобных
куполов во всем мире, аргументы за и против парашютов с клапанами стали более
заметными. Были получены дополнительная безопасность и преимущества в управлении.
При пилотировании «клапанного» купола наблюдались более длинные пролеты, даже
без опасного разгона купола. Это явилось следствием меньшего просыпания купола
при снижении скорости. Кроме того, владельцы говорят, что купол более устойчив
в турбулентности, имея незначительное или полностью отсутствующее сжатие крыла
по размаху даже в тяжелых метеоусловиях. И что еще лучше – не было ни одного
зарегистрированного складывания купола из-за турбулентности. Ни одного…
Ясно, что основная цель была достигнута. Сформировался культ «клапанного» парашюта,
из парашютистов, которые отказываются прыгать на любых куполах без аэрлоков.
Сторонники этого движения избегают использования куполов с открытыми секциями,
почти также как люди, прыгающие на куполах из «нулевки» (ZP-0), избегают куполов
из F-111. Хотя сторонники таких куполов обнаружили некоторые недостатки аэрлоков.
Неудобства конструкции, вызваны тем же что и привлекает в аэрлоках. Во-первых,
воздух не выходит из купола, хотите вы этого или нет, например, после приземления
в сильный ветер, вам придется побороться с куполом, если вы не отработали технику
приземления. Не было ни одного сообщения о повреждениях, полученных при протаскивании
на приземлении, и, кажется, что некоторые недостатки покрываются желанием владельцев
иметь купол с улучшенными летными характеристиками. Суть всего этого: «хотите
ли вы иметь некоторые проблемы со сдуванием купола на земле, или целую серию
проблем полученных в процессе пилотирования».
Во-вторых, укладчики обычно недолюбливают аэрлоки, поскольку воздух не хочет
выходить из купола, что иногда требует дополнительных усилий при укладке. Большинство
укладчиков адаптировалось к технике раскладывая профиль купола на полу и перекатываясь
телом от хвоста к носу. Как только большинство воздуха выйдет, купол укладывается
точно так же, как любой другой из ZP-0. Хотя укладчики и не в восторге, нужно
иметь в виду, что если бы мы обращали на это внимание, то до сих пор прыгали
бы на куполах из F-111.
И наконец, существует проблема при отцепке купола. Это правда, что некоторые
люди теряли свои купола при отцепке. Бесспорный побочный эффект аэрлоков – то,
что купол может улетать дальше, чем купол без аэрлоков. Обычно этого не случается,
но возможность этого все-таки существует. Интересно, что все владельцы заменили
свои потерянные парашюты новыми «клапанными» куполами – бесспорное достоинство
этой технологии.
Остается еще последний вопрос: «Оправдано ли все это?»… Стоит ли теоретическая
безопасность парашютной системы с аэрлоками новых проблем, которые они создают?
Судьба парашютов с аэрлоками остается в руках сообщества парашютистов… время
рассудит. Аэрлок может стать всего лишь «Техническим чудачеством», или же обычной
деталью парашютного спорта, которая разовьется в некоторый промышленный стандарт.
И как всегда, направление и характер данной технологии определены исключительно
потребителем, а не изобретателем.
Brian S. Germain D-11154 April 8, 1997
наверх |