ЗАМЕНА СТРОП
Стропы необходимо менять по двум причинам.
Первая: стропы физически изнашиваются в результате динамических нагрузок
и трения. Стропы трутся друг о друга. "Внешние" стропы каскадов и
строп управления трутся о люверсы слайдера, Стропы управления трутся о направляющие
кольца на свободных концах. Песок и грязь, попадающие на стропы, под нагрузкой
на раскрытии также разрушают материал.
Последствия обрыва стропы - от необходимости отцепки (если это произошло
на раскрытии) до предпосылки в смертельному случаю (если это случилось на малой
высоте).
Старые "замахрявленные" стропы также создают больше сопротивления,
чем новые гладкие - это может снизить летные показатели, если у вас высокоскоростной
купол малой площади.
Места особого износа:
-
сразу над местом крепления строп к свободным концам (над
карабинами или слинками). Если вы не протягиваете слайдер вниз, слайдер болтается
над креплениями и трет стропы. Износ происходит очень быстро (на моем куполе
люверс перетер стропу из 550 микролайна за 70 прыжков). Будьте особенно внимательны,
если у вас стоят карабины - при сходе слайдера люверсы бьются о карабины, на них образуются
царапины, люверсы пилят стропы. Проверяйте люверсы на предмет царапин. Поставьте
слинки и стальные люверсы, коллапсируйте и протаскивайте слайдер вниз -
все это продлит жизнь стропам;
-
петли зачековки клевант на стропах управления и нижняя часть
строп управления, которая трется о направляющее кольцо на свободных концах.
Вторая причина: стропы из дакрона с течением времени растягиваются, а
стропы из микролайна (под воздействием тепла от трения о люверсы слайдера) -
сжимаются. Длина строп изменяется, это изменяет настройки купола. Если после
нескольких сотен прыжков купол начинает вести себя необычно (постоянно доворачивает
на раскрытии, долго фитилит, хуже ловит подушку и т.д.) - весьма вероятно,
он выбился из настроек. Опасность в том, что изменение настроек происходит постепенно,
и пилот не всегда их замечает (тем более что он подсознательно компенсирует мелкие
изменения в поведении купола). В какой-то момент вы оказывается под куполом,
который не имеет ничего общего с оригинальным "Стилеттом", "Сейбром" или
с чем там вы прыгаете. Непредсказуемые открытия, неадекватное поведение при усилии
на перелних свободных концах и прочие "странности" - это не только
малоприятно, но и небезопасно. Если длина строп превышает допуски производителя -
пора менять стропы, даже если они в прекрасном физическом состоянии. Чем меньше
размер строп - тем быстрее потребуется замена.
Настройки длины строп с допусками можно найти в руководстве
к куполу, либо обратиться за ними к компании-производителю. По моему опыту, PD
присылает (почему-то по факсу :)) таблицу с настройками на следующий день после
обращения. Для замены можно отправить купол производителю, либо заказать line-set
и обратиться к риггеру.
Переводной материал с общими рекомендациями по проверке износа
строп и изменения настроек - http://forum.skysport.ru/viewtopic.php?t=372
Краткие характеристики материалов строп современных парашютов
Стропы современных куполов изготавливаются из четырех материалов.
Это дакрон, спектра (микролайн), вектран и HMA (High Modulus Aramid, коммерческое
название -
текнора). Рядом с названием материала всегда стоит его размер (например, спектра-550,
825 и т.д. - это значение предела прочности при растяжении, в весе в фунтах).
Сравнение материала строп
Дакрон — толстые белые стропы.
Достоинства — медленно изнашивается, "пружинит" (это смягчает
удар) на раскрытии.
Недостатки — толстый, создает большое сопротивление, со временем растягивается
и изменяет настройки.
Обычно применяется на больших куполах, для которых сопротивление не имеет большого
значения, а изменение настроек не кардинально влияет на летные характеристики.
Стропы из дакрона обычно приходится менять из-за физического износа, а не из-за
изменений настроек купола - обычно они (в зависимости от размера) живут
1000 и более прыжков.
Спектра (микролайн) - самый распространенный материал для строп.
Достоинства - долго не изнашивается. Физически разрушение строп может начаться
после 1000 и больше прыжков.
Недостатки - сжимается под воздействием тепла (в результате трения строп
о люверсы при сходе слайдера), что радикально меняет летные характеристики. Изменение
настроек купола со стропами спектра может начаться уже через 100 прыжков. Через
500 прыжков стропы могут сжаться на 5-10 (внешние стропы каскада А) и более (стропы
управления) сантиметров. Для больших куполов это не принципиально, для высокоскоростных
куполов малой площади — критично. Самый тонкий микролайн (размер 550) потребует
замены быстрее, чем более толстый (распространенные размеры - 725, 825 и
1000). Сроки замены скорее продиктованы отклонениями от рекомендуемых производителем
настроек, чем физическим износом. Для высокоскоростных куполов — от 400
до 600 прыжков.
Еще одно достоинство спектры — физический износ явно виден.
Вектран — тонкие коричневые стропы. Относительно новый материал,
активно используется фирмой Icarus.
Достоинства - тонкий, малое сопротивление, не растягивается и не сжимается,
не изменяет настройки купола.
Недостатки - физически изнашивается быстрее спектры (требует замены через
350-600 прыжков в зависимости от размера, нижняя часть строп управления может
потребовать замены еще раньше - через 200-300 прыжков). Износ не всегда
заметен.
HMA - самый новый материал для строп, пока используется только на
куполах компании Precision (однако компания также берется заменить комплект строп
на HMA для куполов других производителей - например, Icarus).
Достоинства - еще меньше вектрана, очень маленькое сопротивление, не растягивается
и не сжимается, не меняет настройки купола.
Недостатки - новый материал. Precision утверждает, что HMA - это материал
будущего, с рекомендуемыми сроками замены после примерно 800 прыжков. Некоторые
другие производители (Icarus, Atair) утверждают, что стропы из HMA подвержены
неожиданному (без признаков износа) мгновенному разрушению.
HMA - High Modulus Aramid (коммерческое название текнора) - материал
для строп, плюсами которой являются малая площадь (за счет чего уменьшается сопротивление)
и неизменность характеристик (не растягивается и не сжимается), минусами -
относительная дороговизна, отсутствие показателей износа и предубеждение против
нее ряда производителей. Подробнее см. http://www.dropzone.ru/expert8.shtml
Рекомендации по замене
Дакрон - после 1000 и более прыжков (по мере физического износа)
Спектра (микролайн) - когда купол теряет настройки из-за изменений длины
строп (400-600 прыжков в зависимости от размера строп - меняется весь комплект)
либо при признаках физического износа (меняются несколько строп)
Вектран - при признаках физического износа либо по рекомендации производителя
(в зависимости от размера, обычно 400-600 прыжков, стропы управления могут потребовать
замены после 200-300 прыжков)
HMA - по рекомендации производителя (обычно - около 800 прыжков)
27.02.2003
наверх |