www.spkirbis.narod.ru

С нами Бог и два парашюта!
г. Фергана, Узбекистан

 
ГЛАВНАЯ
СОБЫТИЯ
КЛУБ
ИСТОРИЯ
МЕТОДИКА
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПАМЯТЬ  
ФОТО СПК
ВИДЕО
ГОСТЕВАЯ
 
НАШИ
хроники
фотографии
любимые стихи
музыкальные файлы
СПРАВОЧНИК
инструктора
спортсмена
парашютиста
ИНТЕРЕСНЫЕ
материалы
ссылки
статьи
ПАРАШЮТИЗМ
летательные аппараты
групповая акробатика
парашюты
ранцы
Пара новости на www.skysport.ru
Прогноз погоды
в Фергане и других городах
РАССЫЛКИ@MAIL.Ru

Новости СПК "Ирбис"

Поиск по сайту
 

ЗАМЕНА СТРОП

Стропы необходимо менять по двум причинам.

Первая: стропы физически изнашиваются в результате динамических нагрузок и трения. Стропы трутся друг о друга. "Внешние" стропы каскадов и строп управления трутся о люверсы слайдера, Стропы управления трутся о направляющие кольца на свободных концах. Песок и грязь, попадающие на стропы, под нагрузкой на раскрытии также разрушают материал.
Последствия обрыва стропы - от необходимости отцепки (если это произошло на раскрытии) до предпосылки в смертельному случаю (если это случилось на малой высоте).
Старые "замахрявленные" стропы также создают больше сопротивления, чем новые гладкие - это может снизить летные показатели, если у вас высокоскоростной купол малой площади.

Места особого износа:

  • сразу над местом крепления строп к свободным концам (над карабинами или слинками). Если вы не протягиваете слайдер вниз, слайдер болтается над креплениями и трет стропы. Износ происходит очень быстро (на моем куполе люверс перетер стропу из 550 микролайна за 70 прыжков). Будьте особенно внимательны, если у вас стоят карабины - при сходе слайдера люверсы бьются о карабины, на них образуются царапины, люверсы пилят стропы. Проверяйте люверсы на предмет царапин. Поставьте слинки и стальные люверсы, коллапсируйте и протаскивайте слайдер вниз - все это продлит жизнь стропам;
  • петли зачековки клевант на стропах управления и нижняя часть строп управления, которая трется о направляющее кольцо на свободных концах.

Вторая причина: стропы из дакрона с течением времени растягиваются, а стропы из микролайна (под воздействием тепла от трения о люверсы слайдера) - сжимаются. Длина строп изменяется, это изменяет настройки купола. Если после нескольких сотен прыжков купол начинает вести себя необычно (постоянно доворачивает на раскрытии, долго фитилит, хуже ловит подушку и т.д.) - весьма вероятно, он выбился из настроек. Опасность в том, что изменение настроек происходит постепенно, и пилот не всегда их замечает (тем более что он подсознательно компенсирует мелкие изменения в поведении купола). В какой-то момент вы оказывается под куполом, который не имеет ничего общего с оригинальным "Стилеттом", "Сейбром" или с чем там вы прыгаете. Непредсказуемые открытия, неадекватное поведение при усилии на перелних свободных концах и прочие "странности" - это не только малоприятно, но и небезопасно. Если длина строп превышает допуски производителя - пора менять стропы, даже если они в прекрасном физическом состоянии. Чем меньше размер строп - тем быстрее потребуется замена.

Настройки длины строп с допусками можно найти в руководстве к куполу, либо обратиться за ними к компании-производителю. По моему опыту, PD присылает (почему-то по факсу :)) таблицу с настройками на следующий день после обращения. Для замены можно отправить купол производителю, либо заказать line-set и обратиться к риггеру.

Переводной материал с общими рекомендациями по проверке износа строп и изменения настроек - http://forum.skysport.ru/viewtopic.php?t=372

Краткие характеристики материалов строп современных парашютов

Стропы современных куполов изготавливаются из четырех материалов. Это дакрон, спектра (микролайн), вектран и HMA (High Modulus Aramid, коммерческое название - текнора). Рядом с названием материала всегда стоит его размер (например, спектра-550, 825 и т.д. - это значение предела прочности при растяжении, в весе в фунтах).

Сравнение материала строп

Дакрон — толстые белые стропы.

Достоинства — медленно изнашивается, "пружинит" (это смягчает удар) на раскрытии.
Недостатки — толстый, создает большое сопротивление, со временем растягивается и изменяет настройки.
Обычно применяется на больших куполах, для которых сопротивление не имеет большого значения, а изменение настроек не кардинально влияет на летные характеристики. Стропы из дакрона обычно приходится менять из-за физического износа, а не из-за изменений настроек купола - обычно они (в зависимости от размера) живут 1000 и более прыжков.

Спектра (микролайн) - самый распространенный материал для строп.

Достоинства - долго не изнашивается. Физически разрушение строп может начаться после 1000 и больше прыжков.

Недостатки - сжимается под воздействием тепла (в результате трения строп о люверсы при сходе слайдера), что радикально меняет летные характеристики. Изменение настроек купола со стропами спектра может начаться уже через 100 прыжков. Через 500 прыжков стропы могут сжаться на 5-10 (внешние стропы каскада А) и более (стропы управления) сантиметров. Для больших куполов это не принципиально, для высокоскоростных куполов малой площади — критично. Самый тонкий микролайн (размер 550) потребует замены быстрее, чем более толстый (распространенные размеры - 725, 825 и 1000). Сроки замены скорее продиктованы отклонениями от рекомендуемых производителем настроек, чем физическим износом. Для высокоскоростных куполов — от 400 до 600 прыжков.
Еще одно достоинство спектры — физический износ явно виден.

Вектран — тонкие коричневые стропы. Относительно новый материал, активно используется фирмой Icarus.

Достоинства - тонкий, малое сопротивление, не растягивается и не сжимается, не изменяет настройки купола.

Недостатки - физически изнашивается быстрее спектры (требует замены через 350-600 прыжков в зависимости от размера, нижняя часть строп управления может потребовать замены еще раньше - через 200-300 прыжков). Износ не всегда заметен.

HMA - самый новый материал для строп, пока используется только на куполах компании Precision (однако компания также берется заменить комплект строп на HMA для куполов других производителей - например, Icarus).

Достоинства - еще меньше вектрана, очень маленькое сопротивление, не растягивается и не сжимается, не меняет настройки купола.

Недостатки - новый материал. Precision утверждает, что HMA - это материал будущего, с рекомендуемыми сроками замены после примерно 800 прыжков. Некоторые другие производители (Icarus, Atair) утверждают, что стропы из HMA подвержены неожиданному (без признаков износа) мгновенному разрушению.

HMA - High Modulus Aramid (коммерческое название текнора) - материал для строп, плюсами которой являются малая площадь (за счет чего уменьшается сопротивление) и неизменность характеристик (не растягивается и не сжимается), минусами - относительная дороговизна, отсутствие показателей износа и предубеждение против нее ряда производителей. Подробнее см. http://www.dropzone.ru/expert8.shtml

Рекомендации по замене
Дакрон - после 1000 и более прыжков (по мере физического износа)
Спектра (микролайн) - когда купол теряет настройки из-за изменений длины строп (400-600 прыжков в зависимости от размера строп - меняется весь комплект) либо при признаках физического износа (меняются несколько строп)
Вектран - при признаках физического износа либо по рекомендации производителя (в зависимости от размера, обычно 400-600 прыжков, стропы управления могут потребовать замены после 200-300 прыжков)
HMA - по рекомендации производителя (обычно - около 800 прыжков)

27.02.2003

наверх

Дополнительно:

 

Вернуться в раздел: Современные парашютные системы.

 

 

 

 

  С нами Бог и два парашюта! Design by Rut