www.spkirbis.narod.ru

С нами Бог и два парашюта!
г. Фергана, Узбекистан

 
ГЛАВНАЯ
СОБЫТИЯ
КЛУБ
ИСТОРИЯ
МЕТОДИКА
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПАМЯТЬ  
ФОТО СПК
ВИДЕО
ГОСТЕВАЯ
 
НАШИ
хроники
фотографии
любимые стихи
музыкальные файлы
СПРАВОЧНИК
инструктора
спортсмена
парашютиста
ИНТЕРЕСНЫЕ
материалы
ссылки
статьи
ПАРАШЮТИЗМ
летательные аппараты
групповая акробатика
парашюты
ранцы
Пара новости на www.skysport.ru
Прогноз погоды
в Фергане и других городах
РАССЫЛКИ@MAIL.Ru

Новости СПК "Ирбис"

Поиск по сайту
 

ПЛАНИРУЮЩАЯ ОБОЛОЧКОВАЯ СПОРТИВНАЯ ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА ПО-16

Спортивная парашютная система ПO-16 предназначается для выполнения спортивно-тренировочных прыжков спортсменами-парашютистами, имеющими опыт в совершении прыжков с парашютом других типов. Применяется в комплекте с запасными парашютами 3-4, 3-5 и ПЗ-81.

Тактико-технические данные парашютной системы

1. Конструкция системы ПО-16 при общей массе парашютиста с парашютами 100 кг обеспечивает:

  • надежную работу парашютной системы на высоте до 2000 м как при немедленном введении в действие, так и с любой задержкой в раскрытии клапанов ранца на скорости полета самолета или вертолета от 39 до 62,5 м/с (140—225 км/ч);
  • минимальную безопасную высоту прыжка 600 м с немедленным введением парашютной системы в действие на скорости полета горизонтально летящего самолета от 39 до 62,5 м/с;
  • максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола парашютной системы, не превышают 10g;
  • управление парашютной системой двумя стропами управления;
  • среднюю вертикальную составляющую скорости снижения при полностью отпущенных стропах управления — 5 м/с; при полностью втянутых стропах управления в режиме сваливания купола не более 5,5 м/с, при перемещении с минимальной горизонтальной скоростью — 3,75 м/с;
  • среднюю горизонтальную составляющую скорости планирования при полностью отпущенных стропах управления 10,25 м/с, а при одновременном втягивании строп управления горизонтальная составляющая скорости планирования уменьшается пропорционально величине втягивания строп управления;
  • разворот на 360° при втягивании одной из строп управления не более чем за 5,5 с;
  • безопасность приземления при скорости ветра у земли до 10 м/с с заходом на цель против ветра;
  • устойчивую работу на всех режимах планирования;
  • при плавном втягивании строп управления или натяжении свободных концов подвесной системы;
  • работоспособность при температуре от +30 до —25°С;
  • применение полуавтомата ППК-1-240АД для введения в работу парашютной системы;
  • отсоединение парашюта от подвесной системы как на земле, так и в воздухе;
  • применение запасных парашютов 3-4, 3-5 и ПЗ-81 при обязательном отсоединении неисправного основного купола, за исключением случая нераскрытия ранца, при котором отсоединения основного парашюта не требуется;
  • отсутствие самопроизвольного отсоединения свободных концов подвесной системы;
  • усилие, необходимое для выдергивания звена ручного раскрытия и звена отсоединения,— не более 16 кгс;
  • введение парашютной системы в действие как правой, так и левой рукой;
  • не менее 600 применений (технический ресурс) при условиях, указанных в п. 1.

Примечание. После выработки технического ресурса необходимо провести тщательный осмотр парашютной системы по инструкции 008-62 и принять решение о продлении срока эксплуатации, сделав соответствующую запись в паспорте.

После каждых последующих 50 прыжков осмотр и запись в паспорте повторяются.


Рис. 23. Общий вид раскрытой спортивной парашютной системы ПО16: 1 - звено вытяжное; 2 - фал гибкой шпильки; 3 - парашют вытяжной; 4 - камера; 5 - купол основного парашюта: 6 - подвесная система; 7 - звено ручного раскрытия; 8 - ранец; 9 - устройство рифления

2. Габариты уложенной парашютной системы, мм: длина — 385; ширина — 370; высота — 225.

3. Масса парашютной системы без парашютного полуавтомата и переносной сумки не более 10 кг.

4. Основные части парашютной системы: купол площадью 22 м2; вытяжной парашют площадью 0,6 м2; подвесная система; гибкий шланг; ранец; звено ручного раскрытия; звено отсоединения; устройство рифления; чехол; вытяжное звено; два звена управления; фал гибкой шпильки; шланг; серьга; три затяжки (лента ОТКП-15-185 ОСТ 17-667-длиной 1м).

5. Комплект запасных частей: звено ручного раскрытия (одно); звено отсоединения (два); чехол (один); петля (восемьдесят); стропа управления (две); серьга (три); кольцо (двадцать); сота парашютная съемная (пять).

6. Ремонтные материалы: ткань капроновая арт. 56005крКП ТУ 17 РСФСР 62-5365-80 длиной 0,5 м.

Работа парашютной системы

Парашютная система вводится в действие путем выдергивания звена ручного раскрытия или парашютным полуавтоматом.

Для обеспечения надежной работы системы ПО-16 парашютист в момент выдергивания звена ручного раскрытия должен находиться в положении пикирования или кабрирования. При выдергивании звена ручного раскрытия шпилька звена зачековки выходит из кольца и освобождает клапаны ранца. Система вступает в работу по следующей схеме (Рис.22):


Рис. 22. Схема раскрытия парашюта ПО-16.

А — вытяжной парашют под действием пружинного механизма отходит от ранца и попадает в воздушный поток.
Б — под действием силы сопротивления вытяжного парашюта происходит вытягивание чехла с куполом из ранца, выход основных строп из петель и сот чехла, затем выход купола из чехла.
В — после выхода всех строп и их натяжения купол под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления устройства рифления, наполняется.
Г — в процессе наполнения купола устройство рифления опускается вниз к свободным концам. Оно препятствует быстрому наполнению купола, чем снижает динамические нагрузки.
Д — система начинает планирующий спуск в режиме торможения. Одновременно взявшись за звенья управления, надо натянуть их и тем самым развязать узел фиксации строп управления на свободных концах подвесной системы, после чего система парашютист — парашют планирует в.режиме максимальной скорости.

Для того чтобы устройство рифления не мешало парашютисту при снижении, он пропускает его через кольца крепления строп к подвесной системе и опускает по свободным концам до уровня головы.

Управление парашютной системой

Парашютист управляет парашютной системой с помощью двух строп, одни концы которых закреплены задней кромке купола, а вторые выведены на задние свободные концы подвесной системы и заканчиваются звеном управления для удобства захватывания руками.

Управление парашютной системой может осуществляться натяжением свободных концов подвесной системы.

Парашютная система обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед, уменьшение горизонтальной составляющей скорости планирования и разворот в любую сторону с помощью втягивания строп управления.

Устройство и работа частей парашютной системы

Парашют вытяжной площадью 0,6м2. Предназначен для вытягивания основного парашюта. Он состоит из основы купола, конуса с перьями и пружины (рис. 25).


Рис. 25. Парашют вытяжной:
1 — накладка; 2 — основа купола; 3 — перо; 4 — конус; 5 — пружина; 6 — уздечка

Основа купола шестигранной формы изготовлена из ткани арт. 56005крКП. Для усиления основы купола на него нашит каркас из ленты ЛТКП-13-70, по нижней кромке нашита лента ЛТКП-15-185. Конус изготовлен из полотна арт. 56005крКП, перья — из ткани арт. 56011АП. По бокам перья подогнуты и в подгибку пропущены стропы, концы которых пристрачиваются к основе купола. Стропы изготовлены из шнура ШКП-60. Уздечка купола образована стропами, которые проходят внутри шнура ШТКП-15-550, и служит для присоединения к звену парашюта. Внутрь конуса парашюта вставлена пружина конической формы, которая вводит парашют в действие. Пружина сверху закрывается круглой накладкой из ткани арт. 56260крПЛ.

Основной купол системы ПО-16. Предназначен для управляемого снижения спортсмена-парашютиста. Площадь купола 22 м2 (рис. 26).


Рис. 26. Основной купол парашютной системы ПО-16:
1 — полотнище верхнее; 2 — нервюры; 3 — полотнище нижнее; 4 — стропы; 5 — свободные концы подвесной системы; 5 — звено управления; 7 — устройство рифления; 8 — стропы управления; 9 — стропы дополнительные; 10 — звено

Купол имеет в плане форму прямоугольника и состоит из нижнего и верхнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами. Ткань верхнего полотнища купола арт. 52188, нижнего полотнища и боковых нервюр арт. 56005крКП, остальные нервюры изготовлены из ткани арт. 56011АП. Ленты ЛТКП-13-70 и ЛТКП-15-185, настроченные на нервюры, образуют 32 петли, к которым присоединяются стропы, изготовленные из шнура ШТсвм-4-450.

К дополнительным стропам, изготовленным из шнура ШТсвм-2-450 и расположенным на задней кромке парашюта, присоединены две стропы управления из шнура ШТсвм-4-450. Каждая из двух строп управления монтируется на одном из задних свободных концов подвесной системы. Для удобства действий парашютиста в воздухе к стропам управления прикреплены звенья управления. На каждой стропе управления имеется метка, д которой укорачивают стропу управления при укладке. На верхней оболочке купола имеется звено с петлей для подсоединения вытяжного парашюта.

У нижней кромки правой боковой нервюры между стропами 4П и 5П нанесена маркировка. Для снижения динамических нагрузок в момент наполнения купола на стропах парашюта смонтировано устройство рифления.

Звено управления. Предназначено для удобства действий парашютиста при управлении парашютной системой (рис. 27).Состоит из большой петли, кольца и малой петли. Звено управления изготовлено из ленты ЛТКкрП-40-700. Большая петля предназначена для захвата рукой, малая — для крепления кольца, к которому присоединена стропа управления. Для соединения звена управления с подвесной системой имеется лента петельньная (текстильная застежка).


Рис. 27. Звено управления:
1 — большая петля- 2 малая петля; 3 - лентаа петельная

Устройство рифления. Предназначено для снижения динамических нагрузок при наполнении купола. Устройство рифления (рис. 28) состоит из полотнища с лентами, к которым прикреплены четыре кольца. В верхней части полотнища нашиты два кармана. Полотнища и карманы изготовлены из ткани арт. 56005крКП. Между кольцами на полотнище сделано прямоугольно отверстие, зашитое тканью арт. 560011АП.


Рис. 28. Устройство рифления: 1 — полотнище; 2 — кольцо; 3 — карманы

Подвесная система. Изготовлена из лент ЛТКОкр-44-1600 и состоит из следующих частей (рис. 29): двух лямок (правой и левой); двух пар свободных концов.

На нижней части каждой лямки имеется пряжка, которой присоединены лента подтяга и ножной обхват, имеющий пряжку с перемычкой, служащей для застегивания ножного обхвата.

Спереди к лямкам примонтированы лента и пряжка с перемычкой, образующие при застегивании грудную перемычку. В верхней части каждой лямки находится конус с пластиной и по два кольца (большое и малое), предназначенные для присоединения свободного конца подвесной системы. На левой лямке на уровне груди находится карман для звена ручного раскрытия, образованный между лентами поперечными строчками и закрепками. Для исключения выпадания из кармана скобы кольца звена ручного раскрытия парашюта в карман вмонтирована резиновая сота. Для присоединения подвесной системы к ранцу в верхней части лямок имеются пряжки, а к пряжке нижней части лямок — лента подтяга. Свободные концы подвесной системы разделяются на передние и задние. В передние свободные концы подвесной системы, заканчивающиеся пряжками, вшиты кольца. На задние свободные концы нашиты петельная лента (для подсоединения звена управления) и карман из ленты для размещения в нем конца троса звена отсоединения.

Для правильного присоединения левый свободньй конец помечен буквой «Л». Длина свободных концов 420 мм.

На подвесной системе имеются предохранители, предназначенные для смягчения удара металлическими деталями при наполнении купола парашюта, а также правый и левый предохранители, закрывающие места пришивок шлангов и карман звена ручного раскрыта

Шланг гибкий (рис. 30). Предназначен для обеспечения направленного движения троса звена ручного раскрытия. Изготовлен из металлического гибкого рукава, обтянутого лентой ЛТКкрП-40-700. Концы шланга с лентой заправлены в колпачки. Гибкий шла одним концом свободно проходит к верхнему клапану ранца, другим пришит к предохранителю подвесной системы. Длина гибкого шланга 380 мм.


Рис. 30. Шланг гибкий:
1 — рукав гибкий; 2 — лента капроновая; 3 — колпачок


Рис. 29. Подвесная система: 1 — концы свободные; 2 — кольцо большое; 3 — кольцо; 4 — конус с пластиной; 5 — скоба: 6 — скоба крепления запасного парашюта; 7 — лента; 8 — лента грудной перемычки; 9 — пряжка; 10 — лямка правая; 11 — пряжка с перемычкой; 12 — ножной обхват; 13 — предохранитель ножной; 14 — пряжка; 15 — фиксатор скобы; 16 — сота; 17 — предохранитель; 18 — шлевка

Шланг. Предназначен для обеспечения направленного движения длинного троса звена отсоединения и для предохранения троса от случайных зацеплений. Изготовлен из металлической оболочки, концы которой покрыты грунтовкой. Длина 800 мм.

Шланг прикреплен одним концом к правой передней лямке подвесной системы (пропущен через верхний клапан ранца), другим — к левой передней лямке подвесной системы.

Ранец (рис. 31, 32). Предназначен для укладки в него парашюта в чехле, свободных концов подвесной системы, вытяжного парашюта и монтажа парашютного полуавтомата.


Рис. 31. Ранец: 1 — предохранитель: 2 — застежка текстильная; 3 — клапан верхний; 4 — клапан боковой; 5 — клапан средний; 6 карман парашютного полуавтомата; 7 пряжка с перемычкой; 8 — кольцо; 9 люверс с пришивной шайбой; 10 — сота; 11 — пластина изогнутая


Рис. 32. Ранец (вид сзади):
1 — крепление запасного парашюта; 2 — пряжка; 3 - нитка; 4 — пряжка с перемычкой; 5 — лента

Конструкция основы ранца состоит из двух боковых, верхнего и среднего клапанов, которые служат для замыкания в ранце уложенного парашюта. Замыкающее устройство ранца состоит из люверсов с пришивными шайбами и кольца.

К основе ранца с внешней стороны нашиты ленты с пряжками с перемычкой для крепления подвесной системы и запасного парашюта, пряжки с перемычками для лент подтяга подвесной системы.

С левой стороны бокового клапана нашит карман для размещения парашютного полуавтомата, шланг которого проходит под спинкой ранца к верхнему клапану и монтируется на изогнутую пластину этого клапана. С внутренней стороны ранца нашита сота, которая протаскивается в люверс с пришивной шайбой среднего клапана и замыкается на звено, для удержания в ранце уложенного в чехол парашюта.

В верхней части основы ранца пришит предохранитель, который крепится к верхнему клапану ранца. Предохранитель состоит из трех деталей, образующих карман для прохождения шланга звена отсоединения.

Чехол (камера). Предназначен для укладки в него парашюта и строп. Чехол (рис. 33) имеет клапан, люверсы с пришивной шайбой, карман, соты и петли. Люверсы с пришивной шайбой на клапане и соты служат для замыкания в чехле уложенного купола, петли — для укладки строп, карман — для удобства укладки. Через люверс с пришивной шайбой в верхней части чехла проходит звено к вытяжному парашюту.


Рис. 33. Чехол:
1 — клапан; 2 — люверс с пришивной шайбой; 3 — петля; 4 — сота; 5 — карман

Звено вытяжное (рис.34). Предназначено для включения парашютного полуавтомата. Изготовлено из ленты ОТКП-15-900, его длина 3000 мм.


Рис. 34. Звено вытяжное:
1- лента; 2 — петля; 3 — муфта сигнальная; 4 — карабин прицепной

Звено ручного раскрытия (рис.35). Предназначено для введения в действие парашютной системы. Состоит из кольца, троса, скобы и шпильки. На одном конце троса закреплена шпилька, на другом — ограничитель.


Рис. 35. Звено ручного раскрытия:
1 — шпилька; 2 — трос; 3 — кольцо вытяжное; 4 — ограничитель: 5 — скоба

Шпилька звена ручного раскрытия предназначена для замыкания кольца из шнура ШТсвм-4-450, пропущенного через люверсы клапанов. Длина троса за-чековки от конца шпильки до ограничителя 650 мм.

Кольцо изготовлено из стальной трубы диаметром 10 мм. Для удобства захватывания рукой вытяжное кольцо по отношению к скобе отогнуто под углом 135°.

Звено отсоединения (рис. 36). Предназначено для отсоединения свободных концов подвесной системы парашюта при ее отказе. Состоит из основы звена и троса.


Рис. 36. Звено отсоединения:
1 — основа звена; 2 — застежка текстильная; 3 — блочок; 4 — трос

Основа звена изготовлена из ткани арт. 56260крП вкладки (лента ЛТКОкр-44-1600) и прокладки (пенополиуретан). Основа звена имеет форму, удобную для захвата рукой.

Через блочок, установленный на основе звена, пропущен трос, образующий петлю и два конца длинной 260 мм и 1120 мм для фиксации кольцевого замкового устройства на подвесной системе. Петля троса закреплена втулкой, а концы троса опаяны. Звено удерживается при помощи текстильной застежки между правой лямкой и предохранителем.

На основе звена отсоединения с лицевой стороны нанесен знак (Б), обозначающий принадлежность звена отсоединения парашютной системе ПО-16.

Фал гибкой шпильки (рис. 37) является связующим звеном между гибкой шпилькой и вытяжным звеном. Изготовлен из шнура ШКП-200 в два сложения. Длина фала 130 мм.


Рис. 37. Фал гибкой шпильки

Серьга (рис. 38). Предназначена для выдергивания шпильки звена ручного раскрытия при раскрытия ранца прибором ППК-У. Изготовлена из алюминиевого сплава Д16Т и крепится к петле прибора.


Рис. 38.
Серьга

Парашютный полуавтомат. Предназначен для расчековки ранца парашютной системы через заданный промежуток времени или на заданной высоте и является страхующим средством раскрытия парашюта. Парашютный полуавтомат вводится в действие выдерггиванием гибкой шпильки. Техническая характеристика, принцип действия и правила пользования прибором изложены в Техническом описании.

Сумка переносная (рис. 39). Предназначена для хранения и транспортировки уложенной в нее парашютной системы. Имеет прямоугольную форму, изготовлена из капронового авизента арт. 56039 или капроновой ткани арт. 56260крПЛ. Габариты сумки: 590X260X600 мм.


Рис. 39. Сумка переносная: 1 — основа сумки; 2 — боковина; 3 — шнур; 4 — клапан: 5 — пряжа; 6 — лента; 7 — лента с накладками

Кольцевое замковое устройство. На парашютной системе вместо замков ОСК установлены замки КЗУ (рис. 40), которые проще в эксплуатации и надежнее в работе. Для отсоединения купола со стропами от подвесной системы достаточно взяться за подушечку, оторвать ее от текстильной застежки и дернуть вниз, при этом оба замка КЗУ откроются одновременно и купол со стропами отсоединится. Порядок подсоединения свободных концов к подвесной системе показан на рис. 41.


Рис. 40. Кольцевое замковое устройство (КЗУ):
1 — кольцо вытяжное; 2 — сота; 3 — гибкий шланг; 4 — трос звена отсоединения; 5 — шланг звена отсоединения; 6 — конус; 7 — малое кольцо; 8 — большое кольцо; 9 — пряжка; 10 — основа звена отсоединения (подушечка)


Pис. 41. Порядок подсоединения свободных концов к подвесной системе:
1 — трос; 2 — шлевка; 3 — пряжка; 4 — большое кольцо; 5 — малое кольцо; 6 — конус с пластинкой; 7 — карман; 8 — текстильная застежка; 9 — основа звена отсоединения (подушечка)

Подготовка системы ПО-16 перед прыжком.

Регулировка подвесной системы производится при снятой парашютной системе, а проверка правильности подгонки — при надетой и застегнутой подвесной системе.

Подгонка подвесной системы по росту парашютиста производится в следующем порядке:

а) регулируется длина лямок подвесной системы (при надетой на парашютиста подвесной системе КЗУ должны располагаться на 50—100 мм ниже ключиц);
б) регулируется величина плечевых обхватов (верхний обрез ранца надетой парашютной системы должен располагаться на уровне плеч парашютиста);
в) регулируется величина ножных обхватов и поясных притягов при надетой парашютной системе;
г) проверяется усилие, необходимое для выдергивания звена ручного раскрытия при надетой и подогнанной подвесной системе. Если выдергивание звена ручного раскрытия затруднено, повернуть несколько раз кольцо в кармане и сделать контрольные выдергивания звена ручного раскрытия. Особенно тщательно это проверяется при совершении первого прыжка с парашютом данной системы.

После завершения подгонки подвесной системы закрепить свободный конец гибкого шланга лентами-завязками в месте его прохождения через шлевку верхнего клапана ранца.

Правильно подогнанная парашютная система должна плотно облегать тело парашютиста как в летнем, так и в зимнем обмундировании. Это уменьшает нагрузку при раскрытии парашюта.

Осмотр системы ПО-16 перед прыжком.

Проверяются:

  • исправность шнуровой петли, люверсов и шпильки звена ручного раскрытия;
  • исправность гибкого шланга звена ручного раскрытия;
  • исправность шланга звена отсоединения;
  • исправность подвесной системы и правильность и правильность подгонки ее по росту;
  • правильность подсоединения КЗУ. При правильном подсоединении большое кольцо продето в пряжку свободного конца, малое кольцо пропущено через продетое большое кольцо и надето на конус. Конец троса отсоединения проходит под шлевкой, вставлен в карман троса на заднем свободном конце подвесной системы. Предупреждение: концы троса звена отсоединения должны быть пропущены под шлевки и находиться над пластиной с конусом;
  • правильность крепления парашютного полуавтомата, присоединения петли парашютного прибора к серге и шпильке звена ручного раскрытия, установки времени высоты на шкалах прибора, контровки гибкой шпильки, присоединения фала гибкой шпильки, отсутствие выступания упора над поверхностью прибора.

Правильность монтажа и крепления запасного парашюта на подвесной системе проверяется обычным порядком.

наверх

Методика регулировки строп (рис. 42)

Перед началом регулировки строп необходимо осмотреть парашют и проверить длину основных строп. Основные стропы делятся на центральные, закрепленные на силовых нервюрах парашюта, и боковые — на боковых нервюрах.

Центральные основные стропы делятся на четыре ряда, в каждом ряду по шесть строп:
1-й ряд — 1П, 2П, ЗП и 1Л, 2Л, ЗЛ;
2-й ряд — 8П, 7П, 6П и 8Л, 7Л, 6Л;
3-й ряд — 9П, 10П, 11П и 9Л, 10Л, 11Л;
4-й ряд — 14П, 15П, 16П и 14Л, 15Л, 16Л.

Боковые стропы: 4П, 4Л, 5П, 5Л, 12П, 12Л, 13П, 13Л.

Цель регулировки строп, учитывая вес парашютиста и особенности его управления парашютом, — получить наилучшие спортивные характеристики парашютной системы.

При регулировке длина строп измеряется от колец на свободных концах подвесной системы до нижнего полотнища по силовым лентам клиньев. Хорошие спор тивные характеристики парашюта достигаются при длине строп 1-го ряда 2900—3000 мм и разнице длин 1-го и 2-го рядов — 200-250 мм; 1-го и 3-го рядов — 400-500 мм; 1-го и 4-го — 600-700 мм. В основу регулировки берется длина первого ряда центральных cтроп, которая должна быть не менее 2800 мм.


Рис. 42.
Регулировка длин строп купола

Устойчивость парашютной системы во всем диапазоне работы стропами управления зависит от размеров длин боковых строп, прикрепленных к боковым нервюрам парашюта, а также от длины дополнительных строп управления. Длина боковых строп измеряете колец до нижнего полотнища парашюта, длина дополнительных строп управления — от коуша до задней кромки парашюта.

Длина боковых строп зависит от длины каждого ряда основных строп парашюта.

Длина строп 4Л и 4П должна быть на 100 мм больше длины основных строп первого центрального ряда. Длина этих строп влияет на управляемость парашютной системы, особенно в условиях повышенной турбулентности воздушной массы. Длина строп 5Л и 5П должна быть на 150—200 мм больше длины строп 2-го ряда — это обеспечивает снижение динамических нагрузок при раскрытии парашюта, а также устойчивость парашюта на различных скоростных режимах.

Длина строп 12Л и 12П должна быть на 100 -200 мм больше длины строп 2-го ряда, а длина строп 13Л и 13П должна быть на 200—250 мм больше длины строп 12Л и 12П. Длина этих строп подбирается с таким расчетом, чтобы боковое стабилизирующее полотнище между стропами 12 и 13 хорошо отдувалось в сторону при положении строп управления на уровне ключиц парашютиста и ниже. Это обеспечивает устойчивое снижение парашютной системы на крутых глиссадах с минимальной вертикальной скоростью.

Для парашютистов массой 70—80 кг длина строп 1-го ряда может быть от 2800 до 3100 мм. При этом следует иметь в виду, что большая длина строп парашюта при правильном построении глиссады дает возможность обрабатывать цель с минимальной вертикальной скоростью, однако при меньшей длине строп ужесточается связь парашютиста с парашютом, что важно при обработке цели в условиях повышенной турбулентности воздуха.

Изменение длины строп производится развязыванием узлов крепления строп на пряжках свободных концов подвесной системы.

При подборе необходимой длины строп после каждого изменения на 30—50 мм парашютная система проверяется в воздухе на всех режимах скорости планирования. Регулировка дополнительных строп управления куполом производится с целью получения требуемых динамических характеристик парашютной системы индивидуальных для каждого спортсмена. Подбирая длину каждой стропы, изменяя их количество и место пришивки к задней кромке купола, можно изменять следующие параметры:

  • диапазон хода строп (для эффективного управления парашютной системой);
  • время разворота и время перехода парашютной системы с одного скоростного режима на другой;
  • радиус разворота;
  • путевую устойчивость парашютной системы при движении с минимальной горизонтальной скоростью.

Как регулировка длины основных строп, так и регулировка длины дополнительных строп управления зависит от массы парашютиста. Установленная на парашютной системе ПО-16 длина дополнительных строп управления рассчитана на парашютистов массой 65—80 кг. Перед началом регулировки строп следует убедиться, какой именно из перечисленных параметров необходимо изменить.

Регулировка хода строп управления (рис. 43, 44). Величина диапазона зависит прежде всего от длины центральной дополнительной стропы управления по отношению к остальным стропам. Укорачивание стропы приводит к уменьшению диапазона. Для спортсменов массой 50—70 кг длина этой стропы должна быть короче 1-й стропы на 100—150 мм; для спортсменов массой 70—80 кг длина этой стропы должна быть равной длине 1-й стропы ±50 мм. Необходимо помнить, что динамические нагрузки при введении парашютной системы в действие больше у парашютов, имеющих более короткие центральные дополнительные стропы управления и с расположением их на 6-й петле. В меньшей степени на величину диапазона хода строп влияет длина 3-й стропы управления.


Рис. 43. Расположение строп управления на задней кромке купола парашютной системы ПО-16: 1 — первая дополнительная стропа управления; 2 — вторая дополнительная стропа управления; 3 — третья дополнительная стропа управления; 4 — четвертая дополнительная стропа управления; 5 — основная стропа управления; 6 — номера петель для привязки дополнительных строп управления. Рекомендуемая длина дополнительных строп: Д1 = 2460 мм; Д2 = 2340 мм; Д3 = 2300 мм; Д4 = 2520 мм


Рис. 44. Расположение строп управления на задней кромке парашютной системы ПО-16:
А - установка пятой дополнительной стропы управления; 1 — пятая дополнительная стропа; Б, В — варианты крепления дополнительной стропы 4 для уменьшения радиуса разворота парашюта; Д5=Д2 — (0... 100 мм)

На изменение времени разворота парашютной системы в основном влияет длина строп боковых нервюр (4Л, П; 5Л, П; 12Л, П; 13Л, П).

Уменьшения времени разворота можно добиться также последовательным укорачиванием строп 2, 3, 4 (так называемая «ступенька строп») по следующей схеме:

длина стропы 1 выбирается базовой (Д1);
длина стропы 2 — Д2 может равняться длине Д1— (100... 150 мм);
длина стропы 3 — Д3 может равняться длине Д2— (0... 100мм);
длина стропы 4 — Д4 может равняться длине Д2— (0... 100 мм).

Изменение времени перехода парашютной системы с большей горизонтальной скорости на меньшую достигается в основном за счет регулировки длины 3-й стропы. С уменьшением ее уменьшается и время перехода. Длина этой стропы может изменяться в пределах от +50 до — 100 мм. Для парашютистов массой 70—80 кг при недостаточной эффективности остановки парашюта при обработке цели рекомендуется установить 5-ю стропу управления. Она привязывается к петле 3, ее длина может быть равной длине Д2— (0... 100 мм).

Радиус разворота парашютной системы в основном зависит от скоростного режима по траектории снижения. Это необходимо учитывать при построении коробочки для обработки цели.

Следует добиваться такой регулировки строп, которая обеспечивала бы парашютисту возможность выполнения доворотов на цель вокруг оси, близкой к оси тела парашютиста, при выбранном им скоростном режиме. Это частично достигается изменением места крепления дополнительных строп управления на задней кромке парашюта. Целесообразно располагать стропы таким образом, чтобы незаполненный стропами сектор задней кромки парашюта располагался ближе к середине парашюта.

На устойчивость парашютной системы по крену влияет длина строп 5Л,П; 12Л,П; 13Л,П, а также расположение дополнительных строп управления на задней кромке парашюта. Некоторое влияние оказывает также длина 1-й дополнительной стропы управления. По сравнению с остальными стропами ее длина должна быть ливанию парашюта.

На парашютной системе ПО-16 стропы управления расположены таким образом, чтобы обеспечивалась ее максимальная устойчивость по крену при снижении с минимальной скоростью планирования, близкой к сваливанию парашюта.

Правила хранения и эксплуатации

Парашютные системы ПО-16 должны храниться в сухом, хорошо вентилируемом помещении в переносной сумке как в уложенном, так и в неуложенном виде. В помещении должна быть температура от —30 до +30°С.

Допустимо хранение парашютной системы в уложенном виде до одного месяца без переукладки перед применением. Рекомендуемая температура применения системы ПО-16 до —10°С. При применении ее при температурах от —10 до —25°С укладку необходимо производить в помещении с температурой воздуха от +10°С и выше. В этом случае уложенные парашютные системы должны находиться на старте (до их применения) не более 3 ч.

При хранении и эксплуатации парашютных систем ПО-16 необходимо оберегать их от длительного воздействия прямых солнечных лучей, не допускать попадания грязи, пыли или каких-либо химических веществ на ткань парашютной системы.

Для удаления грязи и пятен с парашюта применяется бензин БР-1. Недопустимо применение парашютных систем, требующих ремонта. Технический ресурс парашютной системы ПО-16 рассчитан на 10 лет.


Рис. 45. Расчет прыжка при обработке цели (ветер до 2 м/с)


Рис. 46. Расчет прыжка при полетной массе системы парашютист—парашют до 100 кг (ветер 8 м/с)


Рис. 47. Расчет прыжка при полетной массе системы парашютист—парашют до 80 кг (ветер 8 м/с)


Рис. 48. График допустимого удаления парашютиста от цели в зависимости от скорости ветра и массы парашютиста

На рис. 45—48 показаны схемы заходов на цель и расчет прыжка.

Регламентные работы

Парашютные системы, находящиеся на хранении, перетряхиваются не реже одного раза в полгода. Допускается их хранение в уложенном состоянии, но не более месяца.

По истечении этого срока парашютная система распускается, перетряхивается и выдерживается в расправленном состоянии не менее 12 ч. Для лучшего восстановления ткани купола парашют располагают в подвешенном состоянии.

Технический осмотр парашютной системы и одновременно ее просушка проводятся два раза в год. Производить просушку необходимо в помещении, а в весенне-летнее время на открытом воздухе, но в тени, так как под действием солнечных лучей резко ухудшаются механические свойства капроновых тканей.

Ранец, подвесная система и переносная сумка просушиваются со всех сторон.

Ремонт парашютных систем в эксплуатирующих организациях и определение их в 5-ю категорию (для утилизации) производится по инструкции 008-62.

наверх

Дополнительно:

 

Методика регулировки строп

Вернуться в раздел Справочник спортсмена

 

Парашют ПО-16

 

  С нами Бог и два парашюта! Design by Rut