ПРЫЖКИ НА БОЛЬШИЕ ФОРМАЦИИ
Источник.
2003 год.
Мы учимся новому на каждом прыжке. Большие формации - не исключение.
Однако, если вы хотите безопасно прыгать большие формации – вам понадобятся определенные
навыки. И эти навыки нужно получить ДО того, как вы начнете прыгать большие
формации.
Автор - модератор форума dropzone.com Bill
Von. Памятка была написана для рекордных попыток DZ.com в Перрисе, но актуальна
для всех участников больших формаций.
Необходимые навыки
Самое главное – навыки RW. Вы должны уметь стабильно отделяться - как флотером,
так и дайвером. Вы должны уметь передвигаться в свободном падении на большие
расстояния – как по горизонту, так и по вертикали. Прыгая только 4-ку, вы этому
вряд ли научитесь. Вы должны уметь двигаться вперед и назад, уметь съезжать боком
и уметь контролировать свою вертикальную скорость в большом диапазоне. Вы также
должны уметь сохранять вертикальную скорость, когда берете захваты. Это обычно
проблема легких парашютистов: они могут дойти до формации, но чтобы оставаться
на уровне, им приходится закидывать плечи и руки вверх; как только они опускают
руку для захвата, они начинают вспухать – и поднимать свой сектор формации. Здесь
поможет грузовой пояс или жилет. Вы также должны уметь хорошо разбегаться. Хорошо
– значит плоско и далеко. Разбежка в пикировании на голове – это ПЛОХАЯ разбежка.
Это очень важно. Плохая разбежка сделает вас первым кандидатом на вылет из состава
большой формации. Не потому что организаторы не любят крутую разбежку – а потому,
что вертикальное разделение без достаточного разделения по горизонту опасно для
всех участников прыжка.
Вторая группа навыков касается памяти, внимания и восприятия. Вам придется
запомнить цвета комбинезонов и ранцев большого количества людей – и различать
их в свободном падении. У вас должна быть быстрая реакция и полное внимание всего,
что происходит во время прыжка – даже после того, как вы подошли к формации и
взяли захваты. Если вы чувствуете натяжение на захватах – скорее всего, это ваша
вина. Вы не сможете исправить ошибку, пока вы не заметите это натяжение.
Третья группа навыков – пилотирование купола. Вы должны уметь безопасно лететь
к зоне приземления в тесной компании N-ного (20 и больше) количества людей, и
заходить с ними на посадку по одной схеме. Это означает, что вы должны уметь
приземляться по-ветру (если первый в заходе приземляется по-ветру, по-ветру
приземляются все – это более безопасно, чем приземление встречными курсами).
Иногда вы сможете приземляться вдалеке от остальных – и в этом случае заходить
против ветра. Но чем больше формация, тем меньше на это стоит рассчитывать.
На раскрытии и под куполом постоянно смотрите вокруг. Вы должны видеть все –
и если вы собираетесь коллапсировать слайдер, снимать ласты и пр., делайте это,
не переставая смотреть по сторонам. Вы постоянно должны видеть всю картину происходящего.
Подготовка
Во время подготовки вы получаете информацию, необходимую для прыжка. Если вы
хотите, чтобы вас и в следующий раз позвали в формацию – выходите на подготовку
вовремя. Ничто так не раздражает организаторов, как необходимость держать 19
людей на солнцепеке в ожидании 20го, который в это время обедает. Подготовка,
в большинстве случаев, проходит в комбинезонах – чтобы люди запоминали, как выглядит
их место «в красках».
Подготовка – это время определиться, на каком месте вы себя уверенно чувствуете.
Большинство людей предпочитает определенное место – будь то база, флотер, близкий
дайвер и т.д. Лучше заявить о своих предпочтениях сразу – а не потом, когда начинаются
тренировки захватов.
Во время подготовки смотрите вокруг. Недостаточно знать только того человека,
к захватам которого вы приходите. Посмотрите на базу и прикиньте, где вы будете
находиться относительно нее во время прыжка. Если вы летите к «своему» захвату,
а его обладатель ошибся с местом – вы ОБА окажетесь не на своем месте, и ОБА
облажаетесь. Если же в этой ситуации вы прийдете к своему месту, вы все сделаете
правильно, а он - нет. Используйте по крайней мере три ориентира – как людей
в базе, так и людей, к которым вы приходите.
Найдите свой противоположный номер. Он будет лежать ровно напротив вас с противоположного
края формации (в симметричных фигурах он будет занимать место, зеркальное вашему).
Используйте его как ориентир – и для определения скорости падения, и для определения
своего места. Кроме того, когда вы смотрите на противоположный номер, вы видите
всю базу - а это очень важно. Вы должны подстраивать свою скорость под скорость
референта, или под скорость базы, или – под что-то среднее между ними.
Как правило, на подготовке по крайней мере один прогон делают в полном снаряжении.
Постарайтесь сделать его максимально приближенным к действительности. Смотрите
на цвета ранцев, шлемов. Есть смысл пару раз прогнать только отделение. Прогон
отделения даст вам картину того, как будут выглядеть первые несколько секунд
прыжка, где вы должны искать базу, и кто может пересечь ваш подход.
Еще одно упражнение на подготовке: из собранной фигуры все делают несколько шагов
назад, а потом медленно идут обратно на свое место и собирают фигуру снова. Это
хороший способ запомнить свой сектор и порядок подхода (т.е. кто кого должен
пропустить – нет смысла подходить к формации, если в ней еще нет человека, захваты
которого вы должны взять).
В ЛА
В летательном аппарате – будьте внимательны. Как правило, когда высота почти
набрана и ЛА развернулся в сторону ДЗ, вы должны быть готовы к тому, что сигнал
на отделение может прозвучать через несколько секунд. Это означает – ласты надеты,
рукоятки и шпильки проверены, шлем на голове, и т.д. В прыжке на большую формацию
много отвлекающих факторов. Ко всему прочему, вы можете не получить полную высоту
– или можете в этот раз не получить те «лишние» 1000 метров, которую удалось
выбить на предыдущем прыжке. Сигнал может прозвучать раньше, чем вы рассчитывали.
Построение и отделение
Порядок отделения зависит от прыжка. Во время прыжков с одного борта (или на
ведущем борте) используются стандартные способы определения точки выброски. При
работе несколькими бортами, команду на отделение на ведомых бортах дает флотер,
который видит отделение суперфлотера (или базы) с ведущего борта.
Флотеры должны вылезать как можно быстрее и быть готовы отделиться группой. У
уходящих с борта работы больше – они должны очень быстро собраться в очень плотную
группировку у двери. Дальние дайверы обычно стоят в линию за ними. Чтобы сделать
группировку дайверов как можно компактнее:
1. держите спину прямо, не горбитесь;
2. чередуйте на построении правую-левую ноги. На некоторых самолетах по крайней
мере 4 человека должны находится во время построения у кабины пилота – чтобы
сохранять центровку ЛА.
Флотеры отделяются одной группой. Верхние сильно отпрыгивают в сторону и вверх,
нижние просто сваливаются - все кто остался в середине, заполняют место между
ними. Ближние дайверы должны постараться уйти одним «куском». Это означает, что
если вы передний дайвер, вы должны буквально давить на флотеров на отделении.
Это возможно – потому что флотеры отделятся раньше, чем дайверы начнут отделение.
Люди очень часто бояться так напирать – потому что боятся свалить флотера со
ступеньки. Не стоит бояться! Если вы завалили флотера – вы только сделали ему
одолжение, ведь он опоздал!
Люди, стоящие за передней линией дайверов, должны постараться отделиться в буквальном
смысле на их спинах. Чем ближе вы будете стоять к человеку перед вами, тем плотнее
будет отделение, и тем меньше у вас шансов получить ногой по лицу. Если вы ближний
дайвер – старайтесь выходить как можно ближе к передней части двери. Если вы
будете метиться в заднюю часть двери, стоящий за вами дальний дайвер скорее всего
вмажется в обрез.
Сразу после отделения найдите базу. Она может быть прямо перед вами (если вы
флотер или ближний дайвер), она может быть далеко, она может быть даже в стороне
(если вы уходите с ведомого борта). Вы не можете начать подход, пока не поймете,
куда идти!
Подход
Ваш подход будет зависеть от вашего места. Если вы флотер - как правило, вам
придется вспухать до уровня базы, а потом подходить. Ближние дайверы разгоняются
до уровня, затем подходят. Дальним дайверам приходится радикально разгоняться
(уходить на глубокого кола или в хед-даун), чтобы дойти до базы.
Когда вы дошли до уровня, начинайте подход. К этому моменту вы должны быть в
правильном секторе по отношению к базе. Ориентируйтесь по цветам комбинезонов
и ранцев, которые вы должны были запомнить во врем подготовки. Не рвитесь вперед!
Вы должны подходить ПЛАВНО. Когда вы понимаете, что база достаточно близко
(база визуально увеличивается) – начинайте подтормаживать. Вы должны остановиться
в 5-10 метрах от формации. Если не получается – даже не пытайтесь подходить.
Отверните в сторону, остановитесь, вернитесь в свой сектор, не пересекая пути
подхода других. Тормозить о базу – НЕЛЬЗЯ.
Существует такая вещь, которую называют «красной зоной». Как правило, это 10-15
метров вокруг больших формаций (и как правило, эти 10-15 метров вокруг формаций
попадают на видео). В этой зоне вы должны находится уже на уровне, уже в своем
секторе, и уже плавно подходить к базе. Если вы крутитесь в этой зоне – вы не
только отрезаете подходы других, вы еще попадете на видео (и – на разбор).
По мере приближения к формации, постоянно вспоминайте картинку, которую запомнили
на земле во время подготовки. Будьте уверены, что вы приходите к своему месту
в свое время. Нет смысла обгонять людей, к захватам которых вы должны прийти.
Если вы подойдете раньше них, вы их отрежете и испортите прыжок.
Захваты
Отлично – вы в 10 метрах от базы, на одном с ней уровне (или слегка выше), перед
вами человек, чьи захваты вы должны взять: вы готовы. В этот момент помните о
трех вещах: уровень, место, захваты. Именно в этом порядке. Вы должны быть точно
на уровне или СЛЕГКА выше базы (брать захваты снизу легче, чем сверху,
и это не мешает держать скорость). Смотрите вокруг. Вы должны видеть животы и
бока людей. Если вы видите ранцы – вы слишком высоко.
Избегайте соблазна подходить слишком высоко. Люди, у которых проблемы с вертикальной
скоростью, часто любят подходить в метре-полутора выше уровня – они боятся провалиться.
Это можно себе позволить, когда вы в 10 метрах от базы, но ближе вы уже должны
находиться на уровне. Тянуться к захвату сверху – один из самых распространенных
способов завалить формацию.
Место. Вы сначала должны встать на свое место. А ПОТОМ брать захваты.
Вспоминайте, как выглядела картина вокруг вас на подготовке на земле. Помните,
что вы – это не только ваша голова, а все тело, которому требуется место. Если
вы должны встать по 45 градусов, вы СНАЧАЛА должны повернуться, а потом
брать захваты.
Захваты. Если вы все сделали правильно, ваши руки должны быть в нескольких сантиметрах
от захватов. Если человек, к которому вы приходите, слегка сместился – пройдите
чуть-чуть и берите захваты. Если он сместился со своего места слишком далеко
– обычно лучше подождать на своем месте, пока он не поймет ошибку и не вернется
на место. Если он не на своем месте – не усложняйте проблему, становясь ее частью.
Если его нет на месте – держите свое место и ждите его. Даже если он не встанет
на свое место – это правильная привычка. И это хорошо смотрится на видео.
Провалились?
Время от времени люди проваливаются. Плотные большие формации падают медленнее,
чем обыкновенные небольшие, и некоторые не сразу подбирают необходимо-медленную
скорость. Если во время подхода вы чувствуете, что база падает слишком медленно
и вы можете провалиться, встаньте в позу максимального вспухания. Это НЕ поза
«прогиб/колени вниз»! Это должна быть плоская поза, похожая на позу паука (на
земле ее можно тренировать так: ложитесь на землю всем телом, а потом пытайтесь
поднять бедра и зад, оставаясь на земле только кончиками пальцев и носками ботинок.
Сделать это на практике невозможно – но вы поймете, какие мускулы вовлечены в
эту работу, и как должна выглядеть поза максимального вспухания). Я слишком часто
видел, как люди свистели мимо формации в неправильной позиции – в прогибе, коленями
вниз.
Если вы все-же провалились, повернитесь к формации боком. Если вы будете смотреть
вверх на формацию с прямой – вы только увеличите свой прогиб и будете падать
еще быстрее. Вместо этого встаньте боком, опустите голову и смотрите сбоку. НИ
В КОЕМ СЛУЧАЕ не вспухайте под базой. Уйдите от базы метров на 15-20 и вспухайте
до уровня – и только тогда снова подходите.
Если вам не удается вспухнуть – оставайтесь рядом с формацией, а не убегайте
на высоте 2000 метров. Продолжайте стараться вспухнуть, и начинайте разбежку
вместе со всей формацией – остальные смогут увидеть вас, и вы не создадите угрозы
для остальных.
Есть множество хитростей, которые могут облегчить вам вспухание. Мешковатый комбез,
свитер поверх комбеза, нарукавники, рукава с натяжением – все это поможет вам
замедлить скорость падения.
Работа в формации
Если вы взяли свои захваты – не расслабляйтесь. Как только вы взяли захваты –
вы стали частью базы. У вас три задачи: оставаться на своем месте, не тянуть
захваты, и поддерживать скорость падения. Чтобы оставаться на своем месте, смотрите
на базу и на противоположный номер. Не давайте людям, которые приходят к вашим
захватам, стаскивать вас с места. Не тяните захваты! Если вы взяли захваты и
чувствуете на них большое натяжение – почти наверняка в этом виноваты вы. Отдайте
ноги. Если это не поможет и натяжение все еще слишком сильное – отпустите захваты.
Если виноваты не вы – человек, захваты которого вы берете, отлетит от вас. Если
же вы отлетите от него – виноваты вы. Снова возьмите захваты и сильнее отдайте
ноги.
Держите скорость! Самый лучший способ – отдайте ноги и опустите грудь. Вы должны
видеть животы, а не ранцы: если вы будете поднимать голову, чтобы посмотреть
вокруг - это изменит скорость формации. Хороший участник формации, как правило,
может не видеть большую часть формации, потому что он находится с ней точно на
одном уровне – или слегка ниже.
Разбежка
Строго следуйте указаниям на разбежку. Разбежка может быть поэтапной. Очень важно
разбегаться в сторону, противоположную центру формации – а не просто развернуться
на 180 со своего месте и разбегаться. Вам нужна быстрая и плоская разбежка –
чем более плоская, тем лучше. Если вы чувствуете, что от обратного прогиба вы
вот-вот потеряете стабильность – вы все делаете правильно. Строго следуйте указаниям
по времени разбежки и высоте раскрытия – раскрываясь выше, вы создаете опасность
для окружающих.
Во время отмашки перед раскрытием посмотрите по сторонам и наверх. Бочка перед
раскрытием поможет вам лучше увидеть все, что происходит по сторонам – но не
делайте ее, если не умеете делать бочку без ущерба для разбежки. На раскрытии
сразу хватайте задние свободные концы – если кто-то раскроется в 10 метрах от
вас, вы сможете отрулить в сторону. После раскрытия, когда вы коллапсируете слайдер,
снимаете ласты и пр. - продолжайте смотреть по сторонам. Вокруг вас – много людей.
Приземление
Помните – прыжок не окончен до тех пор, пока вы не оказались на земле. После
раскрытия осмотритесь на 360 градусов. Выстраивая заход, продолжайте смотреть
по сторонам. Пилотируйте спокойно – не пытайтесь сбросить высоту, не скручивайтесь
и не делайте S-поворотов. Приземляйтесь в одном направлении со всеми, либо приземляйтесь
в отдалении, в одиночестве. После приземления смотрите но сторонам, чтобы кто-нибудь
не приземлился на вас: большие формации обычно приземляются кучно, и площадка
приземления может оказаться тесновата.
наверх |