www.spkirbis.narod.ru

С нами Бог и два парашюта!
г. Фергана, Узбекистан

 
ГЛАВНАЯ
СОБЫТИЯ
КЛУБ
ИСТОРИЯ
МЕТОДИКА
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПАМЯТЬ  
ФОТО СПК
ВИДЕО
ГОСТЕВАЯ
 
НАШИ
хроники
фотографии
любимые стихи
музыкальные файлы
СПРАВОЧНИК
инструктора
спортсмена
парашютиста
ИНТЕРЕСНЫЕ
материалы
ссылки
статьи
ПАРАШЮТИЗМ
летательные аппараты
групповая акробатика
парашюты
ранцы
Пара новости на www.skysport.ru
Прогноз погоды
в Фергане и других городах
РАССЫЛКИ@MAIL.Ru

Новости СПК "Ирбис"

Поиск по сайту
 

ПРЫЖКИ С ВЫПОЛНЕНИЕМ КОМПЛЕКСА ФИГУР В СВОБОДНОМ ПАДЕНИИ
(индивидуальная акробатика)

Свободное падение тел в воздухе;
Падение тела с горизонтально летящего самолета;
Выполнение акробатических фигур в свободном падении;
Особенности выполнения связок;

Акробатика — слово греческого происхождения. В буквальном смысле — «поднимающийся вверх». Часто слова «акробатика», «акробат» употребляются для определения высокой степени проявления физических качеств, в особенности ловкости и быстроты ориентировки. Это смысловое значение слова является до некоторой степени определяющим и само понятие «акробатика». Такое определение дается в энциклопедическом словаре по физической культуре и спорту.

В парашютном спорте индивидуальная акробатика, в отличие от наземной, выполняется спортсменами в свободном падении под постоянным воздействием ускорения свободного падения, при тесном взаимодействии воздушной среды и спортсмена.

В настоящее время при обучении парашютистов широко применяются киносъемка и видеосъемка, что позволяет тренерам и обучаемым более тщательно проанализировать выполнение комплекса фигур в свободном падении ведущими спортсменами мира, найти оптимальную скорость и методы выполнения акробатических фигур.

На этой основе была выработана методика обучения спортсменов. Большой вклад в ее развитие внесли наши тренеры П. Сторчиенко, В. Жариков, В. Лапицкий, И. Терло, В. Покатилов, Ю. Соболев, а также первые наши воздушные операторы — Ф. Неймарк, С. Киселев, Р. Силин, Ю. Соболев.

В настоящее время в парашютном спорте выполняют четыре комплекса фигур в свободном падении:

1. Левый комплекс: спирали левая, правая — сальто заднее, спирали левая, правая — сальто заднее.
2. Правый комплекс: спирали правая, левая — сальто заднее, спирали правая, левая — сальто заднее.
3. Левый крест: спирали левая, правая — сальто заднее, спирали правая, левая — сальто заднее.
4. Правый крест: спирали правая, левая — сальто заднее, спирали левая, правая — сальто заднее.

Свободное падение тел в воздухе

В безвоздушном пространстве на свободно падающее тело действует ускорение свободного падения g = = 9,81 м/с 2, сила сопротивления Q отсутствует. Поэтому скорость падения тел в безвоздушном пространстве с течением времени будет постоянно возрастать под действием ускорения свободного падения V = gt.

При падении в воздухе на тело, кроме ускорения свободного падения, будет действовать в противоположном направлении сила сопротивления воздуха Q:

Когда сила тяжести тела G = mg уравновесится силой сопротивления Q, дальнейшего роста скорости свободного падения тела происходить не будет, то есть достигнуто равновесие:

Это означает, что тело достигло критической равно весной скорости падения:

Из формулы видно, что критическая скорость падения тел в воздухе зависит от веса тела, коэффициента сопротивления тела С х, площади сопротивления тела. Коэффициент сопротивления С х человека может изменяться в широких пределах. Среднее его значение С х = 0,195; максимальное значение примерно 150%, а минимальное 50% от среднего.

Обычно вместо миделя (5) условно берется квадрат высоты тела — l 2. Собственный рост каждому известен. Взять величину роста в квадрате вполне достаточно для расчета, то есть:


Рис. 54. Изменение коэффициента сопротивления тела парашютиста в зависимости от его положения

Максимальное значение коэффициента лобового сопротивления получаем при положении тела плашмя лицом вниз, минимальное — при положении, близком к вертикальному падению вниз головой.

На рис. 54 показано изменение коэффициента сопротивления тела парашютиста в зависимости от его положения. 0° соответствует падению тела плашмя лицом вниз, 90° соответствует падению вниз головой, 180° — плашмя вниз спиной.

Такой диапазон изменения коэффициента сопротивления дает следующие возможные значения равновесной скорости падения парашюта в воздухе нормальной плотности (то есть на наших рабочих высотах). При падении головой вниз — 58—60 м/с; при падении плашмя— 41—43 м/с. Например, при весе парашютиста 90 кг, росте 1,7 м, плотности 0,125 , среднем коэффициенте сопротивления С х = 0,195 скорость падения будет равна:

Если при этих условиях продолжать падение вниз головой, то равновесная скорость падения будет равна приблизительно 59 м/с.

При выполнении комплекса фигур в свободном падении коэффициент сопротивления колеблется около (Своего среднего значения. При изменении веса парашютиста на 10 кг скорость его падения изменяется приблизительно на 1 м/с, то есть на 2%.

Из всего вышеизложенного становится понятно, почему парашютисты перед выполнением фигур стараются достигать максимальной скорости падения. Следует заметить, что при падении тела в любом положении равновесная скорость достигается на 11 —12-й секунде. Поэтому парашютисту нет смысла делать разгон дольше 12—15 с. Большого эффекта при этом не достигается, однако теряется высота, запас которой никогда не бывает лишним.

Для наглядности можно привести пример: максимальная скорость падения при прыжке с высоты 1000 м достигается на 12-й секунде падения. При прыжке с высоты 2000 м — на 12,5-й секунде, а при прыжке с высоты 4000 м — на 14-й секунде.

наверх

Выполнение акробатических фигур в свободном падении

После отработки стабильного свободного падения, правильного положения тела в момент открытия парашюта можно переходить к обучению выполнению горизонтальных (спиралей) и вертикальных (сальто) фигур.

Некоторые тренеры и инструкторы считают, что после отработки стабильного свободного падения следует переходить к обучению свободному падению в группировке, а затем к обучению горизонтальным, вертикальным фигурам и комплексу в целом. Я придерживаюсь точки зрения тренера И. Фасхутдинова, что нужно пользоваться методом «от простого к сложному». Сначала следует отработать спирали при несгруппированном положении тела, потом — сальто. Затем на малых скоростях связать комплекс в единое целое. Время выполнения комплекса при этом — 15 с. Второй этап — освоить падение в средней группировке, отработать в таком положении спирали, сальто. Время выполнения комплекса при этом дойдет до 13—И с. Третий этап — отработать в полной группировке падение и выполнение спиралей и сальто, совершенствовать мастерство, добиваясь минимального времени выполнения комплекса, отточенности движений и чистоты исполнения.

Выполнение горизонтальных фигур.

Первый этап. Сначала прыжки на отработку горизонтальных фигур выполняются только при помощи ладоней рук. Цель этих прыжков — дать спортсмену возможность опробовать работу «рулей» (ладоней рук) при постановке их под углом к набегающему потоку. При постановке «рулей» на ввод в спираль, например левую, следует уточнить, как ставить ладони. Часто говорят: левая спираль — ладони повернуть влево, правая спираль — ладони повернуть вправо. Но данные рекомендации трудно осуществить, к тому же и при буквальном их исполнении положение рук не соответствует нужному для ввода в спираль. В науке повороты кистей рук или стоп в том или ином направлении называются супинацией или пронацией.

Считается, что нормальное положение кисти руки — ладонью вниз. Поворот ладонью вверх называется супинацией, обратный поворот кисти называется пронацией (рис. 62).


Рис. 62. А — супинация; Б — пронация: а — рук; б — ног парашютиста

То же самое для стоп ног — повороты ступней пятками вовнутрь называются супинацией, а повороты ступней ног пятками вне называются пронацией. При супинировании и пронировании кистей рук воздействие силы потока раскладывается на две составляющие— на силу сопротивления кисти набегающему потоку и на боковую составляющую, которая вызывает вращение тела вокруг передне-задней оси. Для простоты изображения представим кисть плоской пластинкой и, разворачивая ее под определенным углом к потоку, разложим силу сопротивления на составляющие (рис. 63).


Рис. 63. Разложение силы сопротивления потока, набегающего на пластину, на составляющие: а — угол между пластиной и потоком 0°; б — пластина под углом 30°; в — под углом 45°; г — под углом 60 ; д — под углом 90°

Это элементарное разложение сил, но не надо забывать, что кисть руки в перчатке со сведенными вместе пальцами представляет собой определенный профиль, при обтекании которого потоком возникает подъемная сила. В данном случае это боковая составляющая, которая и вызывает вращение. Угол, на котором мы отмечаем максимум боковой составляющей — 45°, но в действительности он может быть и большим. Спортсмену предоставляется возможность самостоятельно найти такой оптимальный угол постановки кисти к потоку, при котором он получает максимальный эффект вращения. То же самое можно сказать и о положении ступней ног. На первом этапе обучения комплексу фигур в свободном падении работаем в устойчивом равновесии, то есть центр тяжести (ЦТ) находится ниже центра давления (ЦД) падение плашмя.

Спираль. Ввод в левую спираль — в устойчивом падении кисти рук ставятся под оптимальным углом к набегающему потоку. Кисть левой руки супинируется, то есть поворачивается влево ладонью вовнутрь. Кисть правой руки пронируется, то есть поворачивается влево ладонью вне. В плечевом и локтевом суставах руки зафиксированы усилием мышц. Отсутствие фиксации может увести левую руку к бедру, то есть к центру тяжести, и боковая составляющая сила, не имея плеча, не будет разворачивать тело вокруг передне-задней оси. Правая рука, не зафиксированная в локтевом и плечевом суставах, позволит, боковой составляющей увести кисть к голове. Спираль не получится или вращение будет очень медленным со сваливанием в левый крен. В начале вращения кисти рук должны оставаться в положении ввода. Не доходя до ориентира 20—30°, кисти рук следует плавно поставить на вывод, то есть кисть левой руки пронируется, кисть правой руки супинируется до положения, при котором возникает максимальная боковая составляющая. Будем условно считать, что это угол 45° к потоку. Нужно требовать от спортсмена выполнения спирали с выходом точно на ориентир. В такой же последовательности выполняется правая спираль (рис. 64).


Рис. 64. Падение плашмя и ввод в правую спираль

При выполнении спиралей на этапе первоначального обучения могут возникать следующие ошибки:

  • спираль выполняется «с клевком» или «с зарыванием». Причины — несимметрично расположены руки, или вытянуты и напряжены ноги, или ладони повернуты под слишком большим углом к потоку, или плохо подогнаны парашюты и подвесная система;
  • прерывистые спирали— спортсмен «ловит» воздух
  • кистями рук, постоянно меняет угол наклона ладоней к набегающему потоку;
  • при вводе нет вращения — ладони поставлены под нулевым углом к потоку или повернуты навстречу друг Другу;
  • вывод из спирали не по ориентиру, с «недомахом» или «перемахом» — ранняя или поздняя постановка рулей на вывод.

После того как спортсмен научится стабильно делать спирали, можно переходить к обучению выполнения сальто назад. Здесь нужно сказать, что к обучению горизонтальным и вертикальным фигурам следует приступать после отработки их на тренажерах — на горизонтальной доске, на подвесной системе. Не следует забывать и о специальной направленности физической подготовки — акробатика, гимнастика, легкая атлетика, особенно бег на короткие дистанции, ускорения, лопинг, батут, плавание, акробатика в бассейне, прыжки в воду и др.

Начинать отработку сальто в воздухе нужно также при устойчивом падении на ориентир. Начало выполнения сальто — руки подаются вверх и в стороны с углом развода приблизительно 120°. (Здесь и в будущем нужно иметь в виду, что «руки вверх, в стороны, вперед, назад, вниз» подразумевается применительно к стоящему на полу человеку. В дальнейшем, в каком бы положении ни находился человек, эти понятия остаются неизменными.) Затем, надавливая руками на набегающий поток, нужно слегка разведенные ноги резко подобрать (согнуть в тазобедренных и коленных суставах). Голову прижать к груди. Начнется вращение вокруг поперечной оси в вертикальной плоскости. Увидев землю, спортсмен должен занять положение плашмя — ноги вывести из группировки, а руки развести в стороны и несколько отвести их за поперечную линию плеч.

При выполнении сальто не тянуть голову назад, не стараться побыстрее увидеть землю — сальто может получиться е отклонением от вертикальной плоскости по диагонали, или может произойти ранний вывод не доходя до горизонта.

Не тянуть сальто грудью, корпусом — произойдет разгруппировка, получится выполнение сальто прогнувшись, затяжное. Не делать сильную отмашку руками и не выбрасывать их вверх на выводе — получится двойное сальто, или с большим задиром на выходе, или срыв.

В начале отработки спиралей и сальто не следует требовать выполнения большого количества их во время первых прыжков. Пусть спортсмен почувствует поток и на практике подтвердит теоретические выкладки в процессе занятий и наземной подготовки.

После того как спортсмен научится устойчиво делать сальто, следует переходить к выполнению комплекса в целом. На первом этапе обучения не нужно добиваться от спортсмена больших скоростей. Особое внимание следует обращать на четкость и чистоту выполнения комплекса. Начало и конец каждой фигуры должны быть точно на ориентир. Переход со спирали на сальто и е сальто на спираль нужно выполнять с фиксированного, конечного положения в предыдущей фигуре. На первом этапе не следует отрабатывать и отдельные связки. Задача этого этапа — выполнить устойчиво комплекс фигур в свободном падении. Спортсмен не только убеждается, что, взаимодействуя с потоком, человек может вращать свое тело во всех осях и плоскостях вращения, но и узнает, что даже при таких малых скоростях выполнить горизонтальные и вертикальные фигуры в заданных плоскостях представляет трудность. Ни в коем случае не ставьте на первом и втором этапах задачи выполнения каких-либо спортивных нормативов — они будут выполняться в ходе дальнейшего обучения. Этапы обучения нужно проходить по мере усвоения. Не следует также закреплять навыки и вырабатывать динамический стереотип — в будущем это не потребуется.


Рис. 65. Разложение сил при набегании потока на повернутые ступ ни ног

Второй этап следует начать с отработки отделения стоя — торможения горизонтальной скорости самолета и занятия горизонтального положения в средней группировке. В этом положении «пропадать» 1 — 2 прыжка с задержкой 30 с. Затем следует в средней группировке, как и на первом этапе, отработать спирали и сальто в отдельности и связать комплекс. На втором этапе несколько меняется техника выполнения фигур. В средней группировке работа будет происходить в положении безразличного равновесия, поэтому выполнение горизонтальных и вертикальных фигур в заданных плоскостях будет несколько затруднено, а скорость его возрастет. Следует рассказать спортсменам, что на этом этапе обучения для ускорения вращения на спиралях необходимо подключать ступни ног, так как при супинировании и пронировании их в нужном направлении так же возникают дополнительные аэродинамические силы (рис. 65). При выполнении левой спирали осуществляется пронация ступни левой ноги и супинация ступни правой ноги.

В средней группировке ноги должны быть подтянуты, то есть, согнуты в тазобедренных суставах, голени не закидываются назад, а находятся в положении, параллельном земле. Если, сгибая бедра, голени забросить назад, они будут находиться в зоне затенения (тогда при поворотах ступней ног не будет возникать момент вращения). Ноги разведены на 30—40 см. Руки слегка разведены в стороны, вынесены вперед и согнуты в локтевых суставах.

После отделения стоя и торможения горизонтальной скорости самолета, следует занять положение средней группировки, разогнать скорость в течение 8 — 10 с и выполнить несколько спиралей. При разгоне нужно чувствовать воздух всем телом, особенно ладонями рук, или, как говорят спортсмены, «взять воздух». Ввод в спираль производить выносом опорной руки в сторону вращения с одновременным давлением на поток. Рабочая площадь кисти вдавливается в поток под углом приблизительно 45°, но не продавливает его, то есть не «проваливается» в поток. Рука жестко закреплена в плечевом суставе. Если ее не закрепить, то возникающая аэродинамическая сила уведет ее к туловищу в район центра тяжести, и эффекта вращения не получится, так как плечо — расстояние от точки опоры до центра тяжести — будет очень небольшим. Маховая рука также должна подключиться к вращению на жестком плече с поворотом кисти до 45° к потоку. Здесь особенно необходимо закрепить локтевой сустав, чтобы боковая составляющая сила не подвела кисть руки к голове, как бы в положение «приветствия». Кроме того, маховая рука играет роль стабилизатора, предохраняя от сваливания на спирали. Следует указать спортсменам, что на первых спиралях не нужно стараться работать на полных скоростях. Надо постепенно «вжиться» в скорость.

На рис. 66 показана неправильная работа рук и ног на спирали. Руки работают в горизонте. Левая рука не закреплена в плечевом суставе и ее увело потоком к центру тяжести, момент вращения, вызванный ею, незначителен. Такую работу рук на спиралях образно называют «лезгинка». Ноги согнуты в тазобедренных суставах, а голени закинуты назад, поэтому эффект от включения ступней в работу также незначителен (ступни ног находятся в зоне затенения). При промере этой спирали по угловым скоростям, угловым ускорениям и времени анализ показал, что казалось бы при благополучном положении парашютист затратил на нее 2,37 с. Вывод из спирали (перекладку рулей) нужно начинать, развернувшись приблизительно на 330°. Здесь следует заметить, что рука, являвшаяся маховой в предыдущей спирали, на выводе из нее и вводе в другую спираль уже будет опорной, но первоначально при торможении кисть работает, как бы «загребая» воздух.


Рис. 66. Неправильная работа рук и ног на спирали

Затем, по мере вывода из спирали и ввода в противоположную, опорная рука из режима «загребания» переходит в режим давления на поток, как было описано выше. Все эти сложные движения выполняются слитно, координирование, в тесном и постоянном взаимодействии с потоком. Даже кратковременная потеря потока грозит невыполнением или грубой ошибкой как на спирали, так и на сальто.

При вводе в спираль, выполнении и выводе не следует изгибать корпус тела, подбородок нужно держать к груди. Не нужно поворачивать голову в сторону вращения и искать ориентир, так как раннее его обнаружение приводит к недомахам на спиралях.

Во время последующих прыжков на спирали следует подключать ступни ног для увеличения скорости вращения.

После отработки спиралей нужно сделать несколько прыжков для выполнения сальто из средней группировки. Ввод на сальто начать с ног, подтягивая их в более плотную группировку. Руки располагаются перпендикулярно к потоку, голова наклонена вперед. С началом вращения продолжать активно воздействовать руками на поток. Движения ногами и руками должны быть не растянутыми во времени, короткими, строго координированными.

По мере вращения руки продолжают воздействовать на поток до перехода вертикали. После ее перехода руками делается опережающее движение с таким расчетом, чтобы в момент поворота на 270° они были поставлены в положение торможения, ладони развернуты навстречу набегающему потоку при вращении. Сальто должно быть закончено строго на ориентир с выходом на линию горизонта. Положение тела, рук, ног — исходное для ввода в спираль (рис. 67).


Рис. 67. Выполнение сальто назад

После отработки спиралей и сальто в отдельности приступить к выполнению комплекса в целом. При этом появятся две новые связки — спираль-сальто и сальто-спираль. Ранее мы уже говорили, что комплекс должен быть единым целым, без промежуточных остановок между фигурами. Конец предыдущей фигуры должен быть началом последующей.

наверх

Каковы же особенности выполнения этих связок?

Спираль-сальто. Выход из спирали должен быть подготовкой для входа в сальто. Остановка спирали производится как бы «загребанием» воздуха противоположной вращению рукой. Другая рука уже должна подходить к исходному положению для выполнения сальто и работать на сохранение равновесия. Ступни ног нейтральны, но иногда также участвуют в работе, например, когда «рули» поздно поставлены на вывод. По окончании вращения с выходом на ориентир происходит короткий и резкий, координированный ввод на сальто. Техника выполнения сальто была описана выше. Следует обязательно запомнить, что, не прекратив вращения на спирали, нельзя уходить на сальто — оно получится по диагонали, боком, так как вращение будет происходить в двух плоскостях.

Сальто-спираль. Особенность этой связки заключается в том, что выход из сальто нужно произвести точно на ориентир и в линию горизонта, то есть без кабрирования и недокручивания сальто. В момент торможения сальто — после прохода 270° опорная рука из режима торможения должна быть готова для постановки в режим ввода в следующую спираль. Ни в коем случае нельзя вводить в спираль, не закончив вращения вокруг поперечной оси или с режима кабрирования, — за это последует штраф. После устойчивого выполнения комплекса в средней группировке нужно переходить к третьему этапу.


Рис. 68. Падение в полной группировке

Третий этап — совершенствование и отработка выполнения комплекса фигур в полной группировке.

Полная (плотная) группировка — это такое положение тела при свободном падении, когда ноги полностью согнуты в тазобедренных суставах, голени согнуты в коленном суставе и располагаются параллельно земле. Руки согнуты в локтевых суставах, локти приведены к туловищу, предплечья отведены в сторону. Кисти рук напряжены и установлены навстречу набегающему потоку, пальцы соединены вместе. Спина согнута. Голова опущена на грудь. Руки по выражению И. Фасхутдинова, как бы обнимают шар. Равновесие неустойчивое, так как центр тяжести находится выше центра давления (рис. 68). При таком положении легко вывести тело из состояния равновесия и легко восстановить его.

Выполняя комплекс фигур в плотной группировке, мы уменьшаем площадь сопротивления тела. Следовательно, работа будет происходить на больших скоростях падения. При неизменной площади рулей давление потока на единицу площади будет больше, а следовательно, возрастет эффективность рабочих площадей. В режиме неустойчивого равновесия тело легко подчиняется действию рулей. Уменьшается радиус вращения, а следовательно, значительно уменьшается момент инерции:

где R — радиус вращения; m — масса тела; J — момент инерции, величина которого прямо пропорциональна радиусу тела во второй степени. Уменьшение момента инерции ведет к увеличению угловой скорости:

где w — угловая скорость; Мв — момент вращения.

При повороте на один и тот же угол тело с меньшим радиусом вращения проходит меньшую дугу окружности, а следовательно, у него меньшая линейная скорость. При меньшей линейной скорости, при угловых скоростях вращения, приближающихся к максимуму, спортсмену легче ориентироваться.

Каждый спортсмен легко может подсчитать длину окружности при разных радиусах. Если спираль выполняется с одной и той же угловой скоростью, то, разделив длину окружностей с большим и меньшим радиусом на время выполнения спирали, увидим, как резко отличаются линейные скорости при изменении радиуса вращения.

Из вышесказанного следует, что плотная группировка с максимальным подъемом центра тяжести над центром давления обеспечивает наивыгоднейшие условия для выполнения комплекса акробатических фигур в свободном падении.

На первых двух этапах обучения спортсмен уже выполняет комплекс фигур из положения плашмя и из положения средней группировки. Потом наступает этап совершенствования.

Начинать опять следует с отделения стоя, гашения горизонтальной скорости и 2—3 прыжков в полной группировке. Затем, исходя из физиологических особенностей спортсмена, следует выбрать вместе с ним режим разгона. Существует два способа разгона — плотная группировка и отвесное пикирование. Плотная группировка была описана выше.

Выполнение отвесного пикирования. Спортсмен отделяется стоя, тормозит горизонтальную скорость и переходит в отвесное пикирование. Торможение проводится до 5 с, обычно спортсмен чувствует потерю горизонтальной скорости и набор вертикальной. Затем, переводя руки сверху вниз (через стороны), следует согнуться в тазобедренных суставах и, наклонившись вперед, выпрямить ноги путем разгиба в тазобедренных суставах. Управление производится ладонями рук.

После разгона скорости подтянуть ноги и вывести руки в рабочее состояние. Спортсмены называют это «выходом на площадку». Затем, не задерживаясь, проверить направление на ориентир и быстро начать вращение. Иначе скорость, набранная в пикировании, быстро потеряется.

Только спортсмен и тренер совместно могут определить, каким методом следует проводить разгон скорости. Практически больших преимуществ в разгоне методом отвесного пикирования нет, так как при выходе на площадку резко теряется тот избыток скорости, который спортсмен приобрел. Тот и другой способ имеет свои плюсы и минусы, как с точки зрения тактики, так и с точки зрения исполнения. Некоторые известные спортсмены, например Н. Ушмаев, Е. Ярмольчук, обычно разгоняются в группировке, а В. Крестьянников, В. Гурный, В. Закорецкая разгонялись в отвесном пикировании.

При отработке падения в группировке и в режиме отвесного пикирования заслуженный тренер РСФСР Ю. Соболев рекомендует выполнить несколько прыжков на группировку-разгруппировку, на вращение вокруг продольной оси (бочки), падение на одной руке. Тогда у спортсмена будет уверенность, что во всех плоскостях и осях вращения он может управлять своим телом. Методика обучения комплексу фигур в плотной группировке такая же, как описано выше. Сначала отрабатываются спирали, затем сальто, а потом отдельные фигуры связываются в полный комплекс. Обязательное требование — не терять группировку от начала до выхода из последнего сальто.

Некоторые спортсмены говорят, что теряют группировку на спиралях, так как очень трудно удержать ноги при быстром вращении. Просматривая видеозаписи, легко можно убедиться, что разгруппировка на спиралях бывает в основном при выходе из них. То есть спортсмен, видя, что он проскакивает ориентир, а затормозить при помощи рук не может, вынужден остановить спираль, выбросив ноги.

Еще одна возможная ошибка — поздняя постановка «рулей» на вывод. То же самое иногда наблюдается при выполнении первого сальто. Поздно поставив руки на торможение, спортсмен теряет группировку. В идеальном исполнении весь комплекс должен быть выполнен в группировке.

Ввод в спираль должен быть резким и коротким по времени. При этом опорная рука вводится в поток под углом 45° с фиксированием в плечевом и локтевом суставах. Маховая рука помогает вращению и играет роль стабилизатора. Одновременно в работу вступают ступни ног. Голова опущена на грудь. После ввода и начала вращения ладони рук убираются в нейтральное положение. После разворота приблизительно на 330° руки ставятся на вывод. Опорная рука, как бы загребая воздух, тормозит вращение, а маховая (бывшая опорная) стабилизирует спираль, чтобы избежать кренов и возможных вертикальных колебаний. При подходе к ориентиру маховая рука, вдавливаясь в поток с одновременной помощью ног, вводит тело в обратное вращение.

Наиболее трудно выполнять связку спираль-сальто-спираль, потому что здесь требуется переход от горизонтальной фигуры к вертикальной, а затем опять к горизонтальной. Эти связки мы рассматривали на втором этапе обучения. Разница лишь в том, что здесь работа идет в полной группировке.

Следует отметить, что при выходе из первого сальто, не доходя до горизонта, на ввод в спираль ставятся сначала ступни ног, а затем, после выхода в горизонт, подключаются руки, что позволяет избежать потери времени при переходах. Руки в этот момент еще доводят сальто до горизонта, но уже готовы работать на ввод. При совершенной технике исполнения спирали всегда останавливаются на ориентир, переход к вертикальной фигуре происходит без остаточного движения в горизонтальной плоскости, группировка плотная, переход из одной фигуры в другую проходит без потери времени.

У некоторых спортсменов на спиралях более активно работают руки, у некоторых — ступни ног. Тренер должен вовремя это распознать и совместно со спортсменом, учитывая его особенности, но, не отвергая их, направить работу на совершенствование комплекса.

наверх

Специальная направленность физической подготовки и отработка комплекса фигур на тренажерах

Как уже говорилось ранее, обучению в воздухе предшествует большая работа на земле. Физическая подготовка спортсмена должна быть направлена на выработку необходимых ему качеств — быстроты реакции, устойчивости к укачиванию, силы, выносливости, тренированного вестибулярного аппарата и др. Специальные задачи физической подготовки спортсменов-парашютистов решаются с помощью учебных занятий, утренней физической зарядки, аутогенной тренировки, физической тренировки в процессе проведения прыжков с парашютом. При этом нужно использовать занятия по гимнастике, акробатике, бег на короткие дистанции, спортивные игры, плавание, занятия на спецснарядах (лопинг, батут). В процессе занятий следует подбирать такие упражнения, которые помогли бы развить необходимые двигательные навыки, пространственную ориентировку и быстроту реакции. Особенно большое значение имеет отработка действий на наземных тренажерах. Это основа подготовки парашютистов-акробатов.

Заслуженный мастер спорта СССР В. Калесник считает, что физическая подготовка имеет большое значение. Спортсмен обязан владеть своим телом, без этого нет успеха в прыжках. Рабочее время в воздухе составляет 10 с. За сезон на акробатику выполняется 250 прыжков, на них затрачивается 2500 с, то есть 43 мин за год. Это очень мало. Поэтому просто необходимы занятия на земле по 5—б ч на отработку движений и общефизическую подготовку.


Рис. 74. Тренажеры по отработке действий парашютиста при управлении телом в свободном падении: а — вращающаяся площадка; б —подвесная система с жестким вертикальным креплением; в — обычная подвесная система; г — тренажер с двумя плоскостями вращения

Рекомендуются следующие тренажеры: вращающаяся площадка, подвесная система с жестким вертикальным креплением, тренажер Ижака с двумя плоскостями вращения, обычная подвесная система (рис. 74, 75, 76).

Отработку положения рук при плотной группировке рекомендуется проводить на специальной не вращающейся площадке. Работа в плотной группировке (рис. 77) проводится в подвесной системе.

Тренер сборной СССР Ю. Соболев рекомендует проводить тренировки на полу с зеркальным покрытием. Тогда спортсмен видит свои движения, зрительно запоминает положение рук, ног при отработке элементов фигур.

На рис. 78 показано падение в группировке и ввод в спираль. На рис. 79 — отработка ввода на сальто. Техника исполнения была подробно описана выше. Тренеры и спортсмены должны находиться в постоянном поиске.


Рис. 75. Обычная подвесная система, используемая в качестве тренажера


Рис. 76. Использование вращающейся площадки


Рис. 77. Падение в группировке


Рис. 78. Ввод в спираль


Рис. 79. Отработка ввода в сальто

Большое значение имеет аутогенная тренировка. Мысленно прокручивать комплексы нужно не только перед прыжком, но и на физзарядке, перед сном, на аэродроме в свободное время. Работа над собой должна быть постоянной, целенаправленной. Только тогда можно достигнуть высоких результатов.

Из книги
Справочник инструктора-парашютиста.

наверх

Дополнительно:



Вернуться в раздел Справочник спортсмена

 

 

 

 

  С нами Бог и два парашюта! Design by Rut