www.spkirbis.narod.ru

С нами Бог и два парашюта!
г. Фергана, Узбекистан

 
ГЛАВНАЯ
СОБЫТИЯ
КЛУБ
ИСТОРИЯ
МЕТОДИКА
БЕЗОПАСНОСТЬ
ПАМЯТЬ  
ФОТО СПК
ВИДЕО
ГОСТЕВАЯ
 
НАШИ
хроники
фотографии
любимые стихи
музыкальные файлы
СПРАВОЧНИК
инструктора
спортсмена
парашютиста
ИНТЕРЕСНЫЕ
материалы
ссылки
статьи
ПАРАШЮТИЗМ
летательные аппараты
групповая акробатика
парашюты
ранцы
Пара новости на www.skysport.ru
Прогноз погоды
в Фергане и других городах
РАССЫЛКИ@MAIL.Ru

Новости СПК "Ирбис"

Поиск по сайту
 

ТЕОРИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ ТЕЛ В ВОЗДУХЕ

Падение тела с горизонтально летящего самолета;
Оси вращения парашютиста;
Отработка отделения от самолета и устойчивого свободного падения.

Падение тела с горизонтально летящего самолета

После отделения от горизонтально летящего самолета тело по инерции продолжает двигаться в направлении полета самолета, а под действием силы тяжести стремится вниз. В результате оно движется по кривой, постепенно отклоняясь от горизонтального движения и приближаясь к вертикальному.

В первые секунды падения тела горизонтальная составляющая скорости V х , вследствие значительного сопротивления воздуха движущемуся телу, будет заметно уменьшаться, а вертикальная составляющая Y y из-за малого времени падения увеличивается незначительно,

поэтому результирующая скорость тела Y t = y Y х + Vy будет в первые секунды падения уменьшаться.


Рис. 55. Изменение векторов горизонтальной и вертикальной составляющих скорости падения

При дальнейшем падении тела скорость V будет увеличиваться, стремясь к Y кр , то есть равновесной скорости падения. При скорости горизонтального полета больше равновесной скорости результирующая скорость стремится к минимуму.

На рис. 55 дано схематичное изменение векторов горизонтальной и вертикальной скоростей в зависимости от времени падения.

В точке В результирующая скорость достигает минимального значения.

На рис. 56 приведены кривые горизонтальной скорости парашютиста, прыгающего с горизонтально летящего самолета на разных скоростях на наших рабочих высотах. Видно, что горизонтальная скорость быстро уменьшается и спустя 15 с становится настолько малой, что ее можно не учитывать. Однако спортсмена-парашютиста это не может устроить, так как ему данные 15 с нужны не только, чтобы погасить горизонтальную скорость, но и набрать максимальную вертикальную скорость. Поэтому парашютисты пользуются приемом быстрого уменьшения горизонтальной скорости, увеличивая максимально площадь сопротивления тела, то есть отделяясь стоя, и по истечении приблизительно 5 с торможения переходят в режим разгона (отвесное пикирование или плотная группировка).

Рис. 56. Горизонтальные скорости тела при прыжках на разных скоростях полета самолета

Если горизонтальная скорость не будет погашена или будет погашена не полностью, то горизонтальные фигуры будут выполняться с заносом. А спирали — не вокруг передне-задней оси, а как бы по окружности. Парашютисту будет казаться, что его вращение происходит на большой скорости, хотя в действительности это не так. Кроме того, имея горизонтальную скорость перемещения, парашютист рискует вообще сорваться при выполнении комплекса.

Оси вращения парашютиста

Парашютист во время выполнения комплекса фигур в свободном падении вращается вокруг трех осей, которые проходят через общий центр тяжести (ОЦТ). Передне-задняя ось 2 как бы пронизывает парашютиста спереди назад.


Рис. 67. Оси вращения парашютиста: 2 — передне-задняя ось; Y — поперечная ось; X — продольная ось

Вокруг нее выполняются горизонтальные фигуры — спирали. Поперечная ось Y как бы пронизывает парашютиста сбоку. Вокруг нее выполняются вертикальные фигуры — сальто. Продольная ось X проходит вдоль тела человека. Вокруг нее выполняются вращательные движения — бочки. В каком бы положении ни был человек, названия осей вращения не изменяются. При выполнении спиралей ограничено вращение вокруг поперечной и продольной осей (пикирование, кабрирование, крены), а при выполнении сальто — вокруг продольной и передне-задней осей. Допустимая величина отклонения при выполнении горизонтальных и вертикальных фигур, а также размеры штрафа за это оговариваются правилами соревнований.

Теперь мы можем сказать, что спираль — это разворот парашютиста на 360° вокруг передне-задней оси. Движение центра тяжести при этом происходит вертикально вниз.

Сальто — это разворот парашютиста на 361 вокруг поперечной оси (рис, 57).

Отработка отделения от самолета и устойчивого свободного падения

После прохождения первоначального обучения происходит отбор парашютистов для продолжения обучения их по спортивной программе. Еще в период первоначального обучения инструктор парашютной подготовки должен изучать их с точки зрения возможности их перевода на следующий этап.

При этом нужно обращать внимание на следующее:
общеобразовательный уровень;
уровень физической подготовки;
структуру личности будущего спортсмена (темперамент, характер, способности, направленность).

Рекомендации по изучению структуры личности приведены в книге Г. Е. Леевика «Личность и деятельность спортсмена-парашютиста» (М.: ДОСААФ, 1986).

Работа тренера со спортсменом начинается до прыжков на индивидуальную акробатику. Все парашютисты по-разному воспринимают свои неудачи и победы. Задача тренера — своевременно разделить с ними горечь неудач и радость побед, пусть даже незначительных.

При проведении теоретических занятий и наземной подготовки нужно научить спортсмена правильно подгонять снаряжение, что имеет немаловажное значение для усвоения методов отделения от самолета и отработки устойчивого падения.

Для первоначального обучения отделению от самолета в современном парашютном спорте применяют в основном отделение «на мотор».

Обучение следует начинать на земле, отделяясь из макета самолета на батут или на растянутый брезент. Исходное положение спортсмена — правая нога у переднего обреза двери, левая нога за правой, корпус слегка согнут, правая рука держит передний обрез двери чуть выше отверстия под защелку. Левая рука на кнопке секундомера. Выносом левой ноги за борт и легким толчком правой ноги спортсмен должен отделиться и, включая секундомер, лечь «на поток» (брезент, батут). При этом спина должна быть незначительно прогнута, ноги незначительно согнуты в коленном и тазобедренном суставе и разведены, руки отведены в стороны и согнуты в локтевых суставах под углом приблизительно 90— 120°.

Отработав метод отделения «на мотор» на земле, можно переходить к обучению отделению из самолета в воздухе. При этом использовать по программе обучения все прыжки со стабилизацией падения, стягиванием чехла, расчековкой ранца,

После устойчивого отделения «на поток» можно переходить к обучению прыжкам с задержкой в открытии парашюта. Методика обучения описана в программе парашютной подготовки Хочу лишь напомнить, что до перехода к прыжкам с задержкой в открытии парашюта следует провести занятия и рассказать о возможных ошибках, которые могут привести к нестабильному падению. Занятия нужно сопровождать показом упражнений и тренировкой на снарядах парашютного городка (горизонтальная доска, подвесная система). Напомнить, что если человек в воздухе напряжен, сильно прогнут, то чувствует поток он слабо, и тогда свободное падение сопровождается клевками, кабрированием, рысканием, креном влево-вправо, может перейти в беспорядочное падение или штопор. Рассмотрим причины этих явлений и методы их устранения.

Клевок на голову — прямые ноги (слегка согнуть в коленях). Могут быть ноги в нормальном положении, но руки далеко отведены назад (вывести плавно руки вперед).
Кабрирование — руки далеко вынесены вверх (подобрать руки).
Рыскание — спортсмен излишне напряжен.
Крен влево или вправо — несимметрично расположены руки.
Беспорядочное падение — раскинуть руки и ноги на всю ширину.
Падение на спине — для перехода в нормальное падение прижать к телу левую руку, правую отвести в сторону или наоборот. При повороте лицом к набегающему потоку воздуха занять положение устойчивого падения.
Штопор — при современной методике выхода из плоского штопора достаточно определить сторону вращения, раскинуться и повернуть ладони в противоположную сторону вращения.

На занятиях следует рассказать, что если центр давления (ЦД) будет находиться сзади ОЦТ на продольной оси, то возникнет пикирующий момент, если наоборот, то кабрирующий момент (рис. 58).

Если ЦД расположен выше ОЦТ, то падение будет устойчивым (рис. 59).
Если ЦД находится в одной точке с ОЦТ, то падение будет безразличным (рис. 60).
Если ЦД будет находиться ниже ОЦТ, то падение будет неустойчивым (рис. 61).

Свободное падение (прыжки с задержкой в открытии парашюта) считается отработанным тогда, когда спортсмен устойчиво падает на выбранный ориентир, без клевков, рысканий и кренов, точно выдерживает время задержки и открывает парашют, придав телу положение, рекомендованное инструкцией для данного типа парашюта. 

 


Рис. 58. Пикирование (ЦД находится сзади ОЦТ)


Рис. 59. Устойчивое падение (ОЦТ ниже ЦД)


  Рис. 60. Безразличное положение тела (ОЦТ в одной точке с ЦД)


Рис. 61. Неустойчивое положение тела (ОЦТ выше ЦД)

наверх

Дополнительно:



Вернуться в раздел Справочник спортсмена

Прыжки с выполнением комплекса фигур в свободном падении

 

 

 

  С нами Бог и два парашюта! Design by Rut