РАСЧЕТ ПРЫЖКА
Источник: http://www.esua.net/
Расчет прыжка является одной из важнейших составляющих безопасности
парашютной деятельности. На заре парашютизма, когда парашюты имели нейтральные
купола, (не имевшие конструктивных элементов позволяющих перемещаться горизонтально),
правильный расчет точки отделения являлся единственным средством гарантировавшим
приземление в пределах заданной площадки. Известный способ горизонтального перемещения
на нейтральном куполе скольжением (путем подтягивания свободных концов), давал
незначительную скорость горизонтального перемещения (1,5 - 2 м/с), недостаточную
для исправления грубых ошибок в расчете прыжка. С появлением в последствии управляемых
парашютов, купола которых содержат конструктивные элементы, позволяющие перемещаться
горизонтально и разворачиваться вокруг вертикальной оси (кили, щели, сопла и
т.д.), расчет прыжка несколько потерял актуальность. Однако, благодаря тому,
что в это время мощное развитие получил такой вид парашютного спорта, как прыжки
на точность приземления, расчет прыжка продолжал занимать важнейшее место в организации
и проведении прыжков. Главная задача прыжка на точность приземления не безопасное
приземление в пределах аэродрома, а точное приземление в цель, но аэродинамическое
качество как круглых, щелевых парашютов (Кmax = 0.7), так и парашютов с втянутой
вершиной (Кmax = 1) было все еще недостаточным для исправления грубых ошибок
в расчете прыжка.
С появлением планирующих парашютных систем типа "крыло" с
аэродинамическим качеством K = 2 - 3, а особенно в связи с тем, что прыжки на
точность приземления потеряли популярность и уступили место другим видам парашютного
спорта, проблемы расчета прыжка потеряли свою актуальность.
Сегодняшнее поколение спортсменов, в большинстве своем понятия
не имеют о расчете прыжка, искренне удивляясь, зачем этот анахронизм в современном
парашютном спорте. Спортсмены старой закалки, ратующие за обучение основам расчета
прыжка, воспринимаются как престарелые учителя математики, требующие возрождения
логарифмических линеек. Возрождение, логарифмическим линейкам, по всей видимости,
не грозит, так как они не могут составить конкуренцию современным электронным
вычислительным устройствам, а вот ликвидацию безграмотности по расчету прыжка
пора начать.
Расчет прыжка в общем случае представляет собой:
-
определение положения в пространстве траектории нейтрального
купола
-
определение точки отделения, отделившись в которой от ЛА,
парашютист, после раскрытия парашюта, оказывается на траектории нейтрального
купола
-
при необходимости (если задачей прыжка является точность
приземления), определение положения в пространстве базовой точки (для парашютов
типа "крыло", так же точек разворота при построении захода по коробочке).
Существует три способа расчета прыжка:
Арифметический расчет
Арифметический расчет выполняется на основании следующих данных:
- скорость и направление ветра по высотам
- высота раскрытия парашюта
- тип парашюта
- масса парашютиста
- скорость ЛА на выброске
При этом последовательность вычислений такая:
1. определение средней скорости и среднего направления ветра
2. определение относа, для чего необходимо:
2.1 определение скорости снижения парашютиста
2.2 определение времени снижения парашютиста
3. определение прохода, для чего необходимо:
3.1 определение навигационного (боевого) курса
3.2 определение магнитного курса
Расчет по пристрелочному парашюту
Расчет по пристрелочному парашюту принято считать наиболее
простым и точным способом расчета прыжка. Существует мнение, что арифметический
и графический расчеты, являются только предварительными, и должны уточняться
пристрелочным расчетом.
Очевидно, что последним утверждением мы обязаны неотъемлемой
привычке ограниченных людей доверять исключительно тому, что можно пощупать руками,
увидеть глазами, или попробовать на зуб. Однако, к сожалению, существует много
факторов, невидимых и неосязаемых, но приводящих к тому, что результаты увиденной
собственными глазами пристрелки не соответствуют действительной метеорологической
обстановке.
Причины неудовлетворительной точности пристрелочного расчета
можно разделить на две группы:
- метеорологические погрешности
- погрешности визирования
Метеорологическими погрешностями пристрелочного расчета являются:
изменение скорости и направления ветра, за короткий отрезок времени (порывистость
и переменность ветра) и наличие в атмосфере конвективных, восходящих и нисходящих
потоков воздуха.
Воздействие на пристрелочный парашют порывистого ветра и конвективных
потоков, приводит к тому, что его относ, в общем случае, отличается от величины
среднего математического ожидания. Под действием порывистого и переменного ветра
- вследствие изменения величины и направления среднего ветра, а под действием
восходящих и нисходящих потоков - вследствие увеличения или уменьшения времени
снижения, так как величина относа пристрелочного парашюта равна:
где: - средняя скорость ветра по высотам. - время снижения.
Направление относа равно:
где: - модуль вектора скорости ветра в слое воздуха.
- направление ветра в слое воздуха.
- относительная толщина слоя.
Погрешности визирования пристрелочного расчета. При выполнении
пристрелочного расчета прыжка необходимо точно отмечать моменты прохода точки
падения пристрелочного парашюта, центра круга, точки отделения (в случае, если
она является характерным ориентиром), или траверзов указанных точек. При этом
возникает три вида погрешностей:
- погрешности определения вектора ускорения свободного падения
- погрешности замены вектора ускорения свободного падения нормалью к полу
ЛА
- погрешности определения нормали к поверхности Земли
- погрешности замены вектора ускорения свободного падения нормалью к поверхности
Земли
- погрешности определения траверзов
- погрешности визирования траверза точки отделения
Погрешности определения вектора ускорения свободного падения.
Утверждение, что ЛА, в данный момент, находится над определенной точкой поверхности,
справедливо только в том случае, если вектор ускорения свободного падения опущенный
с ЛА, проходит через указанную точку (для многих это не так уж очевидно).
Природа наделила человека уникальным вестибулярным аппаратом,
который при ходьбе ориентирует наше тело таким образом, что центр его тяжести
всегда находится над центром опоры. Однако такой совершенный аппарат, к сожалению,
не позволяет человеку сознательно определять, с достаточной точностью, направление
вектора ускорения, воздействующего на наше тело. Можно попытаться определить
направление ускорения, проведя мысленно визирную линию от глаз на носки или середину
ступней, однако в этом случае возникнет погрешность, связанная с тем, что направление
визирной линии зависит от положения тела. Можно наклониться, или прогнуться,
и визируемая прямая уже не будет параллельной направлению ускорения свободного
падения. В условиях полета, эта погрешность становится еще больше, так как для
сохранения равновесия в условиях болтанки в ЛА приходится держаться за трос,
поручни, и т. д. В этом случае вектор ускорения может вообще не проходить через
ступни ног.
Кроме того, при выполнении маневров и изменении тяги двигателя
на ЛА, возникают ускорения, которые, в сумме с ускорением свободного падения
образуют новый вектор, который воспринимается нашим вестибулярным аппаратом и
соответствующим образом ориентирует положение нашего тела.
Погрешности замены вектора ускорения свободного падения нормалью
к полу ЛА. Ввиду крайне трудного определения направления ускорения свободного
падения на борту ЛА, в некоторых случаях за его направление удобно принимать
нормаль к поверхности пола ЛА (нормаль - это прямая перпендикулярная поверхности,
в точке их пересечения).
Нормаль к поверхности пола определить гораздо проще, чем направление
ускорения свободного падения. А в горизонтальном полете, как правило, поверхность
пола, горизонтальна, поэтому нормаль достаточно точно совпадает с вектором ускорения
свободного падения. Однако при выполнении маневров на ЛА (пикирование, кабрирование,
боковое скольжение, горки, развороты и т. д.), пол не горизонтален, что вызывает
значительные погрешности (рис. 1).
Погрешности определения нормали к поверхности Земли. Поскольку
вектор ускорения действующего на парашютиста и положение пола зависят от эволюций
ЛА, на практике, при визуальном построении захода, удобнее определять нормаль
к поверхности Земли. Достоинство этого способа заключается в том, что нормаль
к поверхности Земли не зависит от эволюций ЛА (рис. 2).
Однако и этому способу присущи погрешности, возникающие вследствие
того, что расстояние от борта ЛА до точки пересечения нормали с поверхностью
Земли, очень мало отличается от расстояния до точек находящихся в ее окрестностях.
Чем меньше угол между векторами (а) и (б), тем труднее визуальное определение
кратчайшего из векторов (рис. 3).
Погрешности замены вектора ускорения свободного падения нормалью
к поверхности Земли. Можно с уверенностью утверждать, что нормаль к поверхности
воды абсолютно точно совпадает с направлением вектора ускорения свободного падения.
Но этого нельзя утверждать по отношению к поверхности Земли. Поверхность Земли,
в общем случае не горизонтальна. Однако величина уклона аэродромов незначительна,
поэтому их можно считать практически горизонтальной поверхностью и с большой
точностью заменять вектор ускорения свободного падения нормалью к поверхности
Земли.
Однако, при прыжках на площадки с большим уклоном такая замена
не допустима. Довольно популярным видом парашютного спорта является парашютно-лыжное
двоеборье - "Para-ski", включающее парашютные прыжки на точность приземления
на площадку с уклоном до 30°. Построение визуального захода по нормали к поверхности
Земли, в этом случае, приведет к значительным погрешностям (рис. 4).
Погрешности определения траверзов. Траверзом на плоскости
называется прямая перпендикулярная направлению движения. Понятие траверза для
трехмерного пространства несколько сложнее. Его можно было бы сформулировать
следующим образом: траверзом называется плоскость, перпендикулярная навигационному
курсу ЛА, и параллельная вектору ускорения свободного падения. Если, например,
эта плоскость проходит через точку А, то говорят, что ЛА находится на траверзе
точки А (рис. 5).
Обратите внимание, что траверзом не являются: плоскость перпендикулярная
магнитному курсу ЛА, и параллельная вектору ускорения свободного падения (рис.
6),
а также плоскость, перпендикулярная траектории движения ЛА
(рис. 7).
Визуальное определение траверза представляет собой очень сложную
задачу. Плоскость, параллельную вектору ускорения свободного падения определить
нетрудно, достаточно провести мысленный перпендикуляр через горизонт. Однако
таким образом можно построить множество плоскостей, в пределах видимого сектора
горизонта. Лишь одна из них - перпендикулярная навигационному курсу ЛА является
траверзом. Однако определить ее нелегко. Визуальное определение перпендикуляра
к навигационному курсу (направлению движения ЛА) производится путем сравнения
угловых скоростей точек, расположенных на прямой, параллельной навигационному
курсу (рис. 8).
При этом угловые скорости точек находящихся перед траверзом
по курсу, увеличиваются с приближением к траверзу. Угловая скорость точки, на
траверзе которой находится ЛА - достигает максимума, а после прохождения траверза
снова уменьшаются, по мере удаления.
Угловые скорости точек расположенных в окрестностях точки,
на траверзе которой находится ЛА, очень близки, и чем ближе к ней, тем неразличимее
разница в их скорости. Поэтому визуальное определение траверза приводит к значительным
погрешностям, которые тем больше, чем больше расстояние от ЛА до точки, проход
траверза которой необходимо отметить.
Для определения траверза было бы заманчиво ориентироваться
по перпендикуляру к продольной оси ЛА. Например, по поперечным швам панелей пола.
Тут никаких проблем с визированием не возникло бы. Однако выше говорилось, что
плоскость перпендикулярная магнитному курсу ЛА, и параллельная вектору ускорения
свободного падения траверзом не является. А поскольку продольная ось ЛА в полете
ориентирована именно по магнитному курсу, то при определении траверза по перпендикуляру
к продольной оси ЛА возникнет погрешность на угол равный:
где: - навигационный курс.
- истинная воздушная скорость ЛА.
- направление ветра на высоте полета.
- скорость ветра на высоте полета.
При одинаковой скорости и направлении ветра на высоте полета,
эта погрешность возрастает с уменьшением истинной воздушной скорости ЛА, поэтому
наибольшей она будет для тихоходных Ан-2, Ми-8, Ми 2 и т. д..
Погрешности визирования траверза точки сброса пристрелки (отделения)
являются специфическим видом погрешностей, присущим только способу пристрелки
с предварительным расчетом. Визирование траверзов точки падения пристрелочного
парашюта, центра круга и т. д., дело не простое (о чем говорилось выше), но с
той или иной точностью посильное всем. Видишь точку, двигаешься относительно
нее, как только она оказалась по правому или по левому плечу - ты на траверзе.
Другое дело точка отделения. Она не видима. Никаких буйков, или других ориентиров
в воздухе нет. Сущая абстракция для тех, кто привык верить только в то, что можно
пощупать собственными руками.
Хорошо, если в какой-то конкретный прыжок точка отделения
находится над характерным ориентиром на местности (зданием, одиночным деревом,
перекрестком дорог и т. д.), однако в большинстве случаев точка отделения находится
над безориентирной местностью (полем, лесом, иногда даже над озером или морем).
Отмечать точку отделения через дальние ориентиры (рис. 9),
бесполезно, так как обе проекции на ориентиры пересекаются
только в точке сброса пристрелки, а повторный заход производится по другой траектории,
и точку эту не пересекает. До пересечения первого ориентира, уверенно можно утверждать,
что траверз точки отделения находится впереди ЛА, а после пересечения второго
ориентира, уверенно можно утверждать, что траверз точки отделения находится позади
ЛА, но, в пределах заштрихованной зоны траверз точки сброса пристрелки неопределим.
Как видите, точность пристрелочного расчета гораздо ниже,
чем принято считать. Поэтому, со всей ответственностью заявляю: выполненный на
основании достоверных данных о погодных условиях, полный арифметический расчет
прыжка, является более точным, чем расчет по пристрелочному парашюту.
Еще одним серьезным недостатком пристрелочного расчета прыжка
является его высокая стоимость по сравнению со стоимостью арифметического или
графического расчета, так как на его выполнение затрачивается летное время и
топливо.
Исключение составляют прыжки с задержкой раскрытия парашюта.
В этом случае пристрелочный заход выполняется в процессе набора высоты, и время
на него практически не затрачивается.
Тем не менее, в случае отсутствия достоверных метеоданных,
пристрелочный расчет является единственно возможным способом расчета прыжка.
Расчет по пристрелочному парашюту осуществляется путем сбрасывания
пристрелочного парашюта или пристрелочной ленты с ЛА, на высоте, соответствующей
высоте раскрытия парашютов. Скорость снижения пристрелочного парашюта составляет
5 м/с, что примерно соответствует скорости снижения людских парашютов, то есть,
пристрелочный парашют снижается приблизительно такое же время как парашютист
под куполом парашюта. При этом по удалению и направлению относа пристрелочного
парашюта под действием ветра, судят о положении точки отделения, отделившись
в которой, парашютист на нейтральном парашюте приземлится в центре площадки приземления
(парашютном круге).
Существуют два способа расчета по пристрелочному парашюту:
- пристрелка по центру круга
- пристрелка с предварительным расчетом
Пристрелка по центру круга
Пристрелка по центру круга - наиболее простой способ расчета
по пристрелочному парашюту. Он понятен и доступен даже тем, для кого поезд на
Кишинев отправляется не с третьего пути, а с 5 и 6 рельсов.
Суть расчета заключается в том, что пристрелочный парашют или лента бросаются
точно над центром круга (площадки приземления), при заходе ЛА на круг с произвольным
курсом. Под действием ветра пристрелка сносится и, в общем случае, приземляется
на каком то удалении от центра круга. Очевидно, что для попадания нейтрального
парашюта в круг, необходимо, что бы парашютист отделился на удалении от круга,
равном расстоянию относа пристрелки, в направлении, противоположном направлению
ее относа.
При заходе на выброску парашютистов, ЛА проходит над местом падения пристрелки
и центром круга (рис. 10).
Выпускающий или летчик засекают время прохода от места падения
пристрелки до центра круга и от центра круга до точки отделения. Если ЛА будет
двигаться с постоянным курсом, и с постоянной скоростью относительно воздуха,
его скорость относительно Земли так же будет постоянна. Поэтому, время прохода
от точки падения пристрелки до центра круга будет равно времени прохода от центра
круга до точки отделения.
Главным недостатком данного способа является большой относ
пристрелки. Например, при среднем ветре 5 м/с и высоте выброски пристрелки 800
м, ее снесет на 800 м. То есть, для того, что бы пристрелка упала в пределах
аэродрома, необходимо, что бы расстояние от парашютного круга (центра площадки
приземления) до края аэродрома, в любом направлении, было более 800 м. Лично
мне такие аэродромы не известны. И это только при 5 м/с, что говорить о более
сильном ветре. Поэтому, способ пристрелки по центру круга применим только в условиях,
близких к штилевым. Во всех остальных случаях данный способ пристрелки приведет
к падению пристрелочного парашюта или ленты за пределами аэродрома. Это может
привести к потере пристрелочного парашюта (например, при попадании пристрелки
на населенные пункты, воду, лес, сады, и т. д.), что к тому же, зачастую, делает
невозможным расчет прыжка и выброску парашютистов.
Пристрелка с предварительным расчетом
Более совершенным способом расчета по пристрелочному парашюту
является пристрелка с предварительным расчетом. Суть ее заключается в том, что
перед осуществлением пристрелки, производят приблизительный арифметический или
геометрический расчет прыжка, на основании известных метеорологических данных.
Пристрелочный парашют бросают в рассчитанной точке отделения. Под действием ветра
он сносится и, в общем случае падает на некотором удалении от центра круга. Это
удаление тем меньше, чем более точно выполнен предварительный расчет.
Уточнение точки отделения производится путем сложения по правилу
параллелограмма вектора пристрелочного захода и вектора относа пристрелочного
парашюта относительно центра круга (рис. 11).
Достоинством указанного способа является то, что пристрелочный
парашют падает в районе круга. Это практически исключает возможность его потери.
Недостатком указанного способа является его практическая неосуществимость
в реальном полете.
Многие летчики, летающие на выброску парашютистов, сейчас
возмутятся и, замахав руками, начнут утверждать, что на протяжении 10 (варианты:
20, 30 лет, на протяжении всей сознательной жизни и т. д.), пользуются этим способом,
поэтому утверждать, что он не осуществим на практике, возмутительно. Однако,
к сожалению, они путают способ, которым пользуются на протяжении указанного выше
периода с описанным выше способом пристрелки с предварительным расчетом.
Общепринятый способ можно описать следующим образом: перед
прыжком, летчик, на основании полученных данных о скорости и направлении ветра
по высотам (инструктор ПДП, как правило, на основании визуальных наблюдений за
положением конуса, а при наличии облачности так же по движению облаков), рождают
в душе смутное ощущение, что направление захода на выброску пристрелки приблизительно
ТУДА (при этом следует неопределенный жест рукой в направлении предполагаемого
захода). Летчик, благодаря опыту, может при этом приблизительно выразить направление
захода в десятках градусов. Инструктор ПДП, как правило, ни в градусах, ни в
румбах, ни в других угловых единицах выразить направление захода не может. Причина
этого заключается в том, что богатый опыт ни первому, ни второму, не позволяет
обременять себя предварительными расчетами.
При выброске пристрелки с курсом ГДЕ-ТО ТУДА и проходом ГДЕ-ТО
СТОЛЬКО, пристрелочный парашют, как и следует ожидать, падает на значительном
удалении от круга (очень часто за пределами аэродрома). Теперь, согласно теории
пристрелки с предварительным расчетом, необходимо произвести уточнение точки
отделения, путем сложения по правилу параллелограмма вектора пристрелочного захода
и вектора относа пристрелочного парашюта относительно центра круга.
Теоретически уточнение координат точки отделения можно произвести
следующим образом: Вывести ЛА на траекторию А (рис. 12),
проходящую через начало вектора относа пристрелки относительно
центра круга (точку падения пристрелки) и конец вектора прохода (точку сброса
пристрелочного парашюта). Отмечается магнитный курс ЛА. Далее ЛА смещается на
траекторию В, проходящую через центр круга, с отмеченным на траектории А курсом.
Если ЛА движется на постоянной высоте и с постоянной скоростью, то магнитный
курс на траектории А равен магнитному курсу на траектории В. Однако в реальном
полете, высота и скорость не постоянны.
Во-первых, если высота прыжка значительно превышает высоту
сброса пристрелочного парашюта, то при построении захода на выброску парашютистов
ЛА движется с набором высоты. Поскольку скорость и направление ветра на разных
высотах может отличаться, то при одинаковом магнитном курсе, навигационный курс
на траектории В может отличаться от навигационного курса на траектории А (рис.
13)
на величину:
где: - разность направлений ветра на траекториях А и В.
- разность скорости ветра на траекториях А и В.
Во-вторых, при наборе высоты скорость ЛА должна быть максимальной,
так как при этом максимальна подъемная сила крыла. Однако, при заходе на выброску
парашютистов, скорость ЛА уменьшают, с целью уменьшения скоростного напора и
облегчения отделения парашютистов от ЛА. Это так же приведет к тому, что при
одинаковом магнитном курсе, навигационный курс на траектории В будет отличаться
от навигационного курса на траектории А (рис. 13)
на величину:
где: - разность скорости ЛА на траекториях А и В.
В реальном полете, с набором высоты и сбросом скорости перед
отделением, погрешность определения навигационного курса траектории В по магнитному
курсу будет равна сумме перечисленных выше погрешностей.
При большой дальности видимости, более точным может оказаться
определение навигационного курса по горизонтному ориентиру (рис. 14).
В этом случае, находясь на траектории А, летчик отмечает
удаленный ориентир впереди по курсу. Далее ЛА смещается на траекторию В, проходящую
через центр круга, в направлении отмеченного ориентира. Поскольку расстояние
до ориентира значительно превышает расстояние между траекториями А и В, угол
между ними очень мал, то есть траектории А и В можно считать параллельными.
Достоинство этого способа заключается в том, что навигационный
курс в этом случае не зависит от изменения скорости и высоты полета.
Недостатком данного способа является погрешность визуального
выведения ЛА на ориентир, связанная с тем, что угловое перемещение ориентира
равно нулю, а угловое перемещение точек находящихся вблизи ориентира, слева и
справа от него, очень мало и, чем ближе точка к ориентиру, тем неразличимее разница
между ними.
При движении ЛА с уточненным курсом по траектории В, в случае
если точка падения пристрелочного парашюта находится за кругом по ветру (рис.
15),
необходимо к проходу от круга до траверза D (точки сброса
пристрелочного парашюта), прибавить проход от траверза С, (точки падения пристрелочного
парашюта) до центра круга. Дистанцию прохода можно определить только как произведение
путевой скорости ЛА на время Т прохода. Тогда время Т прохода, измеренное от
траверза С до круга, откладывается после прохождения траверза D, в результате
чего, ЛА оказывается в искомой уточненной точке отделения. Это возможно, если
скорость ЛА на отрезках от траверза С до круга и от траверза D до точки отделения
одинакова (что не соответствует действительности, так как выше говорилось о том,
что перед отделением парашютистов скорость ЛА уменьшают).
Сложная теория, однако, ее применение на практике связано
с еще большими сложностями. Существует, по меньшей мере, два подводных камня.
Первый - в случае падения пристрелки перед кругом, по ветру
(рис. 16),
дистанцию прохода от круга до траверза С, (точки падения пристрелочного
парашюта), необходимо не прибавлять, а отнимать от дистанции прохода между кругом
и траверзом D, что невозможно.
Единственный способ определить уточненную точку отделения
– отнять время прохода Т от круга до траверза С, от измеренного при построении
пристрелочного захода, времени прохода от круга до точки сброса пристрелочного
парашюта. Однако это приводит к значительным погрешностям.
Во-первых, дистанцию прохода от круга до траверза С следует
отнимать не от пристрелочного прохода, а от его проекции на траекторию А, которая
равна произведению дистанции пристрелочного прохода на косинус угла между направлением
пристрелочного захода и направлением траектории А. Но ни один летчик, будь он
хоть семи пядей во лбу, не может в уме вычислять косинусы углов не кратных 15°.
Во-вторых, поскольку курс пристрелочного захода и направление
траектории А не совпадают, то при одинаковой истинной воздушной скорости ЛА и
одинаковых скорости и направлении ветра на высоте полета, путевая скорость ЛА
при пристрелочном заходе и заходе на выброску по траектории А будет отличаться
(рис. 17)
на величину:
А если заходы, к тому же выполняются на разных высотах, где
может отличаться скорость и направление ветра, погрешность такой поправки будет
еще больше.
Кроме того, еще более сложная ситуация возникает, когда пристрелочный
парашют падает справа от круга (рис. 18).
В этом случае нормальный расчет прыжка вообще не возможен.
Так как уточненная точка отделения лежит слева от круга, траектория захода ЛА
естественно то же лежит слева от круга, но, поскольку во всех ЛА летчик сидит
на левом кресле он не может видеть находящийся с правого борта пристрелочный
парашют и правильно строить заход. Выпускающий не может ему ничем помочь, так
как двери во всех ЛА так же находятся по левому борту. Единственное, что в таких
случаях руководит выброской – это уверенность летчика, что точка отделения ГДЕ-ТО
ТАМ (здесь снова следует взмах руки в неопределенном направлении).
Впрочем, не все так плохо, вероятность падения пристрелочного
парашюта перед кругом по ветру или справа то круга можно значительно уменьшить,
если пристрелочный парашют бросать не в расчетной точке, а в третьей четверти
системы координат, центр которой совпадает с расчетной точкой, а ось oy направлена
против ветра (совпадает с курсом захода) (рис. 19).
Однако, такой способ пристрелки – палка о двух концах. С одной
стороны, вероятность падения пристрелки за пределами третьей четверти тем меньше,
чем больше расстояние точки выброски пристрелочного парашюта от осей ох и оу.
С другой стороны, не ограничено увеличивать это расстояние нельзя, иначе пристрелочный
парашют будет падать за пределами аэродрома. Данный способ, и без того, в четыре
раза ограничивает площадь площадки, в которую необходимо попасть пристрелочным
парашютом, что неизбежно увеличивает вероятность падения пристрелочного парашюта
за пределами аэродрома. Данное противоречие приводит к тому, что случаи падения
пристрелочного парашюта за пределами аэродрома и случаи падения пристрелочного
парашюта за пределами третьей четверти, в большинстве аэроклубов чередуются с
завидным постоянством.
наверх
РАСЧЕТ ПРЫЖКА
Из книги Г.Г. Серебренникова "Парашютный
спорт".
При десантировании людей и техники на круглых неуправляемых
парашютах имеются три способа расчета прыжка. Эти же способы применяются и при
расчете прыжка на точность приземления в парашютном спорте:
- графический способ;
- арифметический способ;
- способ пристрелки.
Все они, в конечном итоге, приводят к определению расчетной
точки, в которой нужно покинуть самолет, чтобы прийти на нейтральном куполе в
намеченный район цели.
Графический метод расчета точки
приземления в современном парашютном спорте не применяется, поэтому и рассматривать
его подробно мы здесь не будем. Для информации можно сказать, что, имея шаропилотные
данные о силе и направлении ветра через каждые 100 м, на бумаге в масштабе откладывали
векторы скорости ветра и находили точку выброски парашютиста. Затем масштабной
линейкой измеряли относ и, имея заданную скорость полета самолета, определяли
время прохождения этого отрезка с заданным курсом полета.
Арифметический способ расчета точки
отделения применяется в современном парашютном спорте в основном перед началом
прыжков. Для него необходимы те же данные, что и для графического способа:
- Направление и скорость ветра по высотам через каждые 100 м. до высоты отделения
сообщает метеослужба по шаропилотным данным.
- Скорость полета самолета задается на земле экипажам самолетов.
В нашей стране на самолетах Ан-2 она составляет 140 км/ч.
Например: высота прыжка 1000 м, значит, мы должны располагать
следующими данными:
H, м |
U, м/с |
Gм, град |
0 |
5 |
40 |
100 |
7 |
50 |
200 |
10 |
45 |
300 |
12 |
40 |
400 |
7 |
35 |
500 |
30 |
30 |
600 |
12 |
30 |
700 |
15 |
35 |
800 |
15 |
40 |
900 |
15 |
40 |
1000 |
15 |
46 |
где H -высота; U — скорость ветра; Gм —
направление ветра.
Определяем среднюю скорость ветра по высотам:
Uср=сумма(U)/10=11,8=~12 м/с
Определяем среднее направление ветра:
Gм.ср.=сумма(Gм)/10=38°
Ветер у земли и его направление в расчет не берутся. Зная
высоту прыжка и скорость снижения, определяем время снижения:
tсн=Hпр/Uсн=1000/5=200 с
Это значит, что под воздействием среднего ветра12 м/с за 200
с нас унесет на расстояние:
L = tсн*Uср = 200 с*12 м/с = 2400 м.
От центра круга самолет должен пролететь на приборной скорости
140 км/ч (38 м/с), расстояние 2400 м с магнитным курсом 38°. Чтобы определить
время пролета от центра креста до точки выброски, следует разделить величину
относа (2400 м) на скорость полета самолета (38 м), из которой вычитаем скорость
встречного ветра на высоте 1000 м (15 м/с). Таким образом, путевая скорость самолета
будет равна: 38-15 = 23 м/с.
t=L/(V-U)=2400/(38-15)=104 c
В общем формула расчета будет выглядеть так:
T=tсн*Uср/(V-Uн)
где T — время полета самолета от цели до точки выброски; tсн -
время снижения парашютиста с заданной высоты; (Uср-средняя скорость ветра
по высотам; V - приборная скорость самолета; Uн-скорость ветра
на высоте полета самолета. Эту скорость обязательно нужно учитывать, так как
ошибки в расчете могут быть значительными. В нашем примере без учета скорости
ветра на высоте полета время прохода равнялось бы 63 с.) Итак, мы рассчитали,
что время полета от цели с курсом 38° равно 104 с. Если все прочие условия остаются
неизменными, то парашютист на нейтральном куполе должен приземлиться в районе
цели. При отсчете времени следует избегать ошибок при включении секундомера для
визирования прохода цели. Они могут произойти, когда сам парашютист визирует
цель не строго вертикально или же из-за отклонений при наборе самолетом высоты,
снижении или полете с креном (рис. 36, 37).
Рис. 36. Ошибки в визировании из-за крена самолета
Рис. 37. Ошибка в визировании: а — при наборе высоты; б — при снижении
Чтобы избежать этого, нужно визировать вертикально вниз через
носок ноги, выставляя его за борт самолета. И когда вертикальное визирование
через носок стопы совместится с целью, включать секундомер. Арифметический способ
расчета точки отделения применяется обычно перед началом прыжков, для проведения
пристрелки пристрелочным парашютом или пристрелочной лентой.
Определение точки отделения пристрелочным парашютом или
пристрелочной лентой
Для этого нужно иметь пристрелочные парашюты и пристрелочные
ленты с известной скоростью снижения. Обычно пристрелочные парашюты тарируются
на скорость снижения 5 м/с.
При данном способе пристрелки возможны два приема:
1. Выброска пристрелочного парашюта или пристрелочной ленты
производится точно над целью. Так делают, когда нет никаких данных о скорости
и направлении ветра по высотам. Самолет заходит над целью, выпускающий строго
над целью выбрасывает пристрелочный парашют или пристрелочную ленту и наблюдает,
куда упадет пристрелка. Затем летчик заходит на цель с курсом через место ее
падения. Спортсмен и летчик засекают время прохода самолета от места падения
пристрелки до цели, и затем с этим же курсом проходят в течение засеченного времени
(рис. 38). Данный метод пристрелки неудобен тем, что зачастую теряются пристрелочные
парашюты и пристрелочные ленты.
Рис. 38. Расчет времени отхода по пристрелочной ленте
2. Имея предварительные данные о средней скорости ветра и
среднем его направлении, с помощью арифметического метода уточняют точку отделения
и в ней выбрасывают пристрелочный парашют или пристрелочную ленту. Увидев место
падения пристрелки, уточняют заход по курсу и времени отхода.
Этими методами пристрелки практически владеет основная масса
спортсменов и весь инструкторский состав. Думается, что подробно останавливаться
на них не стоит. После проведения пристрелки вышеуказанным способом производится
пристрелка пробными прыжками парашютистов, спортсмены же в этом случае обычно
находятся на земле и наблюдают за ней.
Что же они должны видеть и как построить план прыжка, наблюдая
за пристрелкой?
- Определить курс захода и наметить ориентир по курсу захода.
- Засечь время прохода самолета от цели до точки выброски.
- Засечь время снижения пристрелочного парашюта, пристрелочной
ленты и пристрелочного парашютиста. Если при проведении пристрелки с высоты 1000
м время снижения пристрелочного парашюта будет меньше, чем 200 с, значит, он
снижался с вертикальной скоростью более 5 м/с. Нужно сделать поправку на время
отхода самолета от цели.
- Определить силу и направление ветра по высотам, на этом
основании сделать для себя вывод, в какую сторону створа заходить опасно.
- Наметить себе, на каком расстоянии от траверза цели построить
маршрут от 2-го разворота к 3-му.
- Определить базовую точку захода на цель, ее удаление и
высоту над базовой точкой.
- Предусмотреть тенденцию изменения погодных условий.
Если после пристрелки спортсмен идет на прыжок не сразу, а
по истечении какого-то времени, то следует обязательно пронаблюдать за работой
других спортсменов и, основываясь на их результатах, внести соответствующие коррективы
в план своего прыжка вплоть до обработки цели (нуля). К сожалению, некоторые
спортсмены пренебрегают наблюдением за работой своих коллег, в результате чего
их зачастую ожидает горькое разочарование после выполнения прыжка ими самими.
наверх |